Своим Указом от 3 мая президент Путин создал основу для введения самых жестких ограничений в отношении контрагентов из недружественных стран. Подробно мы писали об этом в статье.
Напомним, Указ запрещает вывозить сырье и продукцию, если оно приобретается лицом, на которое наложены наши санкции, а также запрещает переводить деньги, даже в счет оплаты уже полученных товаров, или услуг, выплачивать дивиденды и пр.
Такие формулировки. конечно, являются предельно жесткими и мы ждали, когда правительство опубликует список компаний, на которых запрет распространяется.
В первую редакцию перечня включены в основном бывшие "дочки" "Газпрома", участие в которых он прекратил на фоне развязанной санкционной войны.
Теперь все связи с этими компаниями обрубаются. В перечень "счастливчиков" попало большое количество немецких юридических лиц, входящих в группу Gazprom Germania, в том числе, компании Astora. Этой компании принадлежат крупные подземные хранилища газа на территории Германии. Теперь продавать ей газ запрещено.
Аналогичная ситуация с трейдинговыми компаниями Gazprom Global LNG и Gazprom Marketing & Trading Singapore PTE. Ltd, которые торговали сжиженным природным газом произведенным на "Ямал-СПГ" и "Сахалин-2". Теперь, как следует из указа, они не смогут этого делать, поскольку принадлежащие им корабли закрывается доступ к российским портам.
Прилетело также и польской компании EuRoPol GAZ S.A., под управлением которой находится проходящий через Польшу участок газопровода "Ямал-Европа". Санкции против "Газпрома" польская сторона ввела ранее, а также отказалась от закупок российского газа. Правда, покупает она теперь его же, но через Германию.
В целом, санкционный пакет демонстрирует четкую логику: экономические санкции носят ответный характер. Но, поскольку список формируется Правительством, дополнить его можно достаточно оперативно.
Мы как, возможно, и уважаемый читатель ожидали несколько более широкого перечня санкционных компаний. Например, ограничения поставок угля, либо частичного ограничения поставок нефти и газа.
Впрочем, с газом нам "помогли" украинские власти (или посредством этих самых властей их кураторы из Лондона и Вашингтона), сократив транзит в Европу примерно на треть.
В остальном мы продолжаем действовать осторожно, извлекая максимальную экономическую выгоду. Стоит ли форсировать процесс, для создания больших угроз политическому режиму в ЕС?
Наверное, это имело бы смысл. Но обратим внимание и на то, что наши санкции создают проблемы для создания запасов газа. А это означает риски при прохождении зимнего периода, создает угрозу возникновения проблем при отказе от нашего газа.
А угроза санкций в данной ситуации эффективнее чем введенные санкции, мы это не раз проходили на своем примере.