Найти в Дзене
ТРАВЫ ДЛЯ ЗДРАВЫ

Описание трав из рукописного травника 18 века

Рукопись была приобретена в Шишкинской волости, Костромского уезда, через одного из учеников Семиловской второклассной церковно-приходской школы. У владельцев она употреблялась на цигарки, когда не имелось подходящей бумаги.

Орфография исправлена. Фонетические особенности, за исключением явных описок и искажений, сохранены:

☑ Есть трава Богородицкая. Ростетъ кустиками; а листочки — что дикая мята; собою мягка; цвѣтъ на немъ синь. Α та трава добра человѣку отъ уроковъ и отъ призоровъ при — всякихъ; или у женскаго пола болятъ груди — истолки, хлебай и парь. Или очи прѣютъ — парь травою, поможетъ Богъ.

☑ Есть трава Котовыя Руци. Ростетъ кустиками по рмамъ и по ячменю; а на ней шишочки синенькія. Α та трава добра у кого желви есть — хлебай, помилуетъ Богъ. Или кто избу ставитъ, положи подъ исподнее бревно — и тотъ станетъ жить славно и богато.

☑ Есть трава Перекосъ. Ростомъ мала; видомъ темна и листомъ темна жъ; цвѣтъ воронъ, какъ стручки, а въ ней сѣмечки. И отъ нея спятъ: уже и змія, и лягуша, и всякая гадина; а человѣку положить въ голови — и онъ спитъ судки восьмеры или деветеры. Съ нее сѣмечко положи въ ротъ и поди водою — и вода раступится. Α корень ея какъ человѣкъ.

☑ Есть трава Царскія Очи. Α та трава велми мала — въ ыглу, и тонка, что игла. Α жаръ отъ нея, аки золото; цвѣтъ багровъ. Α въ ней кажутся, что всякіе узоры различные; а листу на ней нѣтъ; цвѣтъ — кустиками. Α та трава добра къ очамъ, держать ея у себя. Или на бой пойдешь, возми съ собою — напрасныя раны мінешь; бодръ и легокъ человѣкъ. Или кто хощетъ птицы ловити, носи еъ собою — уловишъ птицъ1) и звѣрей.

☑ Есть трава Одолѣнъ. Ростетъ при рѣкахъ и при каменьи, и при черной землѣ, на сильныхъ мѣстахъ, на старыхъ лугахъ. Α та трава голуба, ростомъ въ локоть, цвѣтъ рудожелтъ, листочки бѣлые. Α та трава добра, коли человѣкъ окормился смертною ядію, дай ему пить — скоро пронесетъ верхомъ (и низомъ). Α корень ея добръ отъ зубныя болѣзни; и коли пастухъ хочетъ скотъ пасти, чтобъ скотъ не расходился — держать у себя. Аще кто тебя не любитъ, дай ему пить — и тоть человѣкъ отъ тебя не можетъ отстать до смерти. Или хошъ звѣря убить, дай ему ясти.

☑ Есть трава Еугорь. Α ростетъ та кустиками по сильнымъ мѣстамъ и по ременамъ. Α та трава добра — иному попадетъ и иному нѣтъ. Α та трава держать торговому человѣку, кто хощетъ богатъ быть, и ту траву носить съ собою, куды не пойдетъ — много добра обрящетъ и у людей честенъ будетъ; во всякихъ ремеслахъ пошлетъ Богь, съ великою честію и славою вознесется тотъ человѣкъ. Α корень ея свѣтелъ, что ярый воскъ. Α ростетъ та трава при моряхъ и при большихъ озерахъ.

☑ Есть трава Ацароша Глава; ростетъ возлѣ сильныхъ мѣстахъ, розметныхъ болотахъ, кустиками по 5 и по 6 и по 10 листочковъ. Α вышиною въ пядь, на мѣстѣ высок...; а цвѣть багровъ, а иной рудожелтъ; а какъ розцвѣтетъ — велми хороша, кукшинцами всякимъ цвѣтомъ. А ту траву рвать со крестомъ Господнимъ и говоритъ: „Отче нашъ“, — „Помилуй мя, Боже“... Аще кто въ грамотѣ не умѣетъ, сотворить 300 молитвъ: „Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя, грѣшнаго!“ А ту траву давать пить, кто порченой человѣкъ — облегчить въ тотъ часъ. Или у жены дитя не родится, дай ей пить, женѣ, — и родитъ. А кто хочетъ діявола видѣть или еретика, и тое травы окатить корень водой, и положи на престолъ, и не зимай 40 дней; и какъ пройдутъ тѣ дни, и ту носи съ собою — и ты увидишь бѣсовъ воздушныхъ и водяныхъ. И коли кто ставитъ церковъ и полату — земля кажется подъ нимъ.

[Рукопись] XXIV // Живая старина: Периодическое издание отделения Этнографии Имп. Русского Географического Общества