Найти тему
Шакко: об искусстве

Выставка мужских сокровищ открылась в Музеях Кремля

Выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» (до 14 августа 2022) открылась в Музеях Московского Кремля. На ней представлена история поединков начиная со Средневековья до начала XVIII века: это оружие, доспехи, учебники фехтования, всевозможные мужские военные аксессуары, а также рисунки, гравюры и картины, рассказывающие о кровопролитнейшем из всех хобби европейского дворянства.

Если кратко: первый вариант выставки, на основе экспонатов Прадо, Лувра, Королевской коллекции Великобритании, должен был открыться 4 марта. Не открылся. Иностранные музеи отозвали экспонаты (и мы безо всяких истерик их мгновенно вернули). Кураторы делали эту выставку четыре года и, разумеется, расстроились, мягко говоря.

Но поскольку треть экспонатов все-таки была из российских музеев, и концепция была готова, за два прошедших месяца (рекордный срок), пересобрали ее на основе предметов из отечественных собраний. Это тоже вещи из Франции, Испании, Германии и проч., иногда чуть похуже уровнем, но глобально идея сохранена.

То, что мы видим в витринах, предоставили Эрмитаж, Музеи Кремля, несколько неожиданно любимый Исторический музей, в котором внезапно оказалось очень много первоклассной западноевропейской арматуры (в частности, трофеи еще со Взятия Парижа в 1814 году), другие российские музеи и архивы.

В первую очередь эта выставка, конечно, для мальчиков всех возрастов, увлеченных военной историей. Но и мне, деликатной барышне, было интересно разглядывать все это разнообразие оружия (вспоминая романы Дюма и Олди).

Рекомендую экскурсовода: столь много историй и подтекстов скрывается за этими экспонатами. Напечатанный каталог относится к первому варианту выставки, и двух третей представленных экспонатов там нет, вместо них еще вещи из западных музеев. Но научные статьи, безусловно, ценность от замены не утратили. Тем более, что второй куратор выставки -- Василий Новоселов, автор детальной монографии "Последний довод чести. Дуэль во Франции в XVI - начале XVII столетия".

Если говорить об изобразительном искусстве, то отдельно стоит отметить французскую графику школы Клуэ, приехавшую из Эрматажа (где ее нет в постоянной экспозиции, т.к. графики в ней не бывает в принципе). Это портреты последних Валуа и пресловутых миньонов, знаменитых дуэлянтов.

Несколько редких ренессансных украшений (мужчины их тогда носили без стеснения).

Мы закончили осмотр первой половины выставки в Успенской звоннице и переходим ко второй, разместившейся в выставочном зале Патриаршего дворца (места больше, но гораздо темнее, это для сохранности экспонатов).

Вот это седло я сфотографировала с разных ракурсов, потому что особенно интересно было разглядывать вот эти две штуки рядом: это седельные пистолеты в кобурах. О них так часто пишут в литературе, но живьем эту конструкцию я увидала впервые. И вы знаете, они реально громадные, такие здоровенные штуки размером в руку.

Посредине -- настоящий меч палача. По сравнению с изящными дуэльными "игрушками" рядом -- выглядит очень кардинально, веско и угрожающе. Справа -- много чудесного Калло.

Очень все это красиво и элегантно, хотя вот мне в оформлении выставки, в дизайне, не хватало ярких красок: изображений гербов, какого-то текстиля, типа флагов, ковров, свисающих полотнищ. Ведь в эти времена с колористическим оформлением все было великолепно, они умели делать фэшн так, чтобы контрастировало со сталью.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал.

Музеи
137 тыс интересуются