Найти тему

Поэзия Серебряного века в современной музыке

Оглавление

Серебряный век – период, выделяемый в истории русской поэзии конца XIX – начала XX века, характеризующийся её расцветом, возникновением в ней принципиально новых поэтических течений и поэтов, которые проповедовали эстетику, принципиально отличную от ранее существовавших идеалов.

На сегодняшний день поэзия серебряного века всё ещё остаётся животрепещущей темой для русского народа, более того, некоторые музыканты переводят её на современный нрав, о чём мы сегодня и поговорим.

Символизм

Поэзия Серебряного века на фоне литературного наследия предыдущих эпох выделяется не только особыми мотивами, порождёнными сложным мировоззрением авторов, но и наличием множества направлений.

Всё началось с символизма. Для творчества авторов этого течения характерна двойственность мира. В произведениях символистов существовали идеальный и материальный мир, первый из которых считался действительным. Стихотворные труды наделялись скрытыми смыслами и недосказанностью.

Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен…
А. Блок

Наиболее яркие поэты-символисты: Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый.

Акмеизм

Акмеизм – течение в литературе, возникшее на основе символизма, но вступающее в полемику с ним. Представители течения считали, что поэт – это, прежде всего, мастер своего дела. В отличие от символистов акмеисты описывали земную жизнь, не отрицая при этом духовную. Это сделало акмеистские произведения более понятными для аудитории.

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна...
А. Ахматова

Яркие авторы-акмеисты: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич.

Футуризм

Футуризм возник одновременно с акмеистским течением. Характерной особенностью футуристов был эпатаж их произведений и выступлений. Смысл отходил на второй план, более важно было слово. Футуристические произведения отличались новыми стихотворными формами.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?..
В. Маяковский

Знаковые представители: Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Владимир Хлебников, Алексей Крученых, Борис Пастернак.

Марина Цветаева (1892–1941)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами...

Марина Цветаева особенно выделяется среди поэтов своей эпохи. Поэтесса не относилась ни к одному из литературных течений того времени. Цветаева жила в своей реальности и вдохновлялась глубинами своей души, потому и лирическая героиня ее произведений тождественна с личностью поэтессы.

Для лирики Цветаевой характерно наличие противопоставлений: творец противопоставлен миру, русское – чужому, поэт – черни. Отсюда напрашивается вывод, что сама поэтесса была вынуждена в одиночку противостоять окружающему ее обществу.

Художественными особенностями творчества Марины Цветаевой являются смешение разных стилей – разговорной речи и фольклора, иноязычеств, архаизмов и новых слов. Все это создавало контрастную языковую палитру произведений поэтессы.

Лейтмотив творчества Цветаевой - тема поэта и его предназначение. По мнению автора, главная задача поэта – творить. При этом поэтесса оценивает свой вклад в русскую литературу, называя себя «правнучкой» Пушкина.

Марина Цветаева явила собой отдельное течение в русской поэзии, обнажающее душу женщины. На многие стихотворения поэтессы написаны песни. Наиболее известная из них – «Мне нравится, что Вы больны не мной...» – знакома аудитории по фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Таким образом, мы видим, что современной музыки, тексты которой написаны на основе стихотворений поэтов Серебряного века, достаточно много, поэтому с уверенностью можно сказать, что поэзия конца XIX – начала XX века будет ещё очень долго актуальна в современном мире.