Я не знаю, как не говорить о той боли, что разрывает мою грудь невысказанными обидами, недовольствами и невыплаканными слезами. И я не знаю, куда и к кому обращаться, потому что страхи обездвижили меня. Я кажусь себе изгоем в этом прекрасном мире, где все ищут счастья, находят его или просто принимают всё, как есть, и продолжают жить по тем правилам и договорённостям, что считаются "нормой".
Нормы, правила, традиции, законы - вот то, что делает нас, как человечество, единой субстанцией, реализующей не только личные интересы каждого её члена, но и выполняющей некую общую миссию. И если мы хотим служить на общее благо, то для нас есть определённые модели поведения, следуя которым мы встраиваемся в субстанцию (эти модели Ша называет архетипами). Но в каждом отдельном человеке всегда живёт нечто стихийное, спонтанное, безудержное (под этим я подразумеваю инстинкты). Кто-то позволяет себе вести разгульный образ жизни и не думать ни о чём, а кто-то, наоборот, старается держать себя в руках, но срывается при любом удобном случае. Встречали таких? По каким правилам и нормам они живут?
С детства я не очень вписывался в коллектив: что-то мне постоянно не нравилось в людях, окружавших меня, а язык мой - враг мой. И лучший друг, потому что именно в книгах и историях, которыми так легко делились встречаемые мною люди, я находил ответы на те мысли, которые считал своими открытиями. Тогда мне начало казаться, что единство человечества определяется не столько установленным порядком вещей, сколько архетипической идеей о взаимосвязи всех элементов в мироздании и отдельных, не похожих друг на друга существ.
Эта идея выражается в большинстве мифов разных стран, и даже официальная наука пока провозглашает, что Вселенная образовалась из Сингулярности. Мне больше нравится идея, что Вселенная произошла из звука, вибрации, которую индусы назвали "Аум". По-моему, самая лингвистическая теория происхождения мира. Раньше меня это очень занимало, и помимо языков, мифологии, сказок разных народов я познакомился с разными видами оккультных практик.
Я взрослел, наблюдал за людьми, сверял их поведение с тем, о чём писали в разных книгах, общался со всеми, до кого только мог дотянуться, и всё равно не находил решения наблюдаемых противоречий. Почему многие позволяют себе "быть собой" и ничего плохого с ними не происходит? А некоторым, как я, в любом обществе следует соблюдать только установленные нормы поведения, чтобы не навлечь на себя гнев окружающих и внимание органов правопорядка.
А где проходит граница между советом и правилом? Между нормой и пожеланием? Между законом и договорённостью? Скажете: для решения юридических вопросов есть юриспруденция, а для всего остального - филология с философией.
Я ждал такого ответа! Приступим…
Есть несколько теорий происхождения языка, и одна из них - теория "общественного договора" - состоит в том, что в древности люди договорились называть вещи одинаковыми именами, чтобы понимать друг друга и выполнять совместные задачи. И язык - это то, что создаёт единство. И у него есть свои правила, которые часто имеют исключения. Потому что правила в языке необходимы для того, чтобы зашифрованный в словах посыл был максимально точно передан собеседнику, а исключения возникают в связи с развитием языка и его многовековым словообразованием.
Лингвистика - гибкая наука, которой приходится иметь дело с "живым" языком, постоянно подвергающимся изменениям со стороны информационной, социальной, политической и научной сферы, вливанию новых слов и появлению неологизмов. И поэтому в научном взгляде на язык тесно связаны анализ истории и современности.
То, что даёт нам силу - делает нас ограниченными.
Слова интерпретируются по-разному, и немаловажную роль в восприятии играет контекст - то, что окружает сказанное: начиная от страны, времени года и заканчивая внутренними переживаниями участников коммуникации. Более того, с развитием т.н. "осознанности" многие личности, незнакомые с этимологией, историей языка и словообразованием, пытаются найти свои обиды и травмы в нейтральных словах, вырывая их и отсеивая, как зёрна от плевел. Уточняю: так, например, те, кто проходил тренинги личностного роста очень негативно относятся к слову "должен" во всех его смыслах, исключая значение модальности и долженствования. Вам не кажется это вандализмом?
И теперь, как мне это видится, внешний мир пойман в ловушку "теории Сепира-Уорфа": язык определяет сознание. То есть то, как мы говорим и чем наполнен наш словарь, влияет на то, как мы мыслим и какие явления в жизни можем увидеть. Это всего лишь теория.
Потому что работы и исследования Ноама Хомского и Стивена Пинкера открыли биологическую предрасположенность мозга к языку и речи. Я полагаю, что язык - это не сознание, но необходимая часть его, если разные области мозга отвечают за т.н. "лингвистическое чутьё". Оно позволяет нам составлять предложения и полноценный текст, не вспоминая на каждом шагу правила и статьи из толковых словарей. Ведь именно оно помогает детям так быстро осваивать язык и заниматься собственным словообразованием.
В лингвистике есть также понятие "языковая картина мира" - и оно включает в себя весь тот опыт, который остался в коллективной памяти народа, чувства, мысли, открытия и идеи. Для меня сам язык является бездонной библиотекой, в которой хранятся зашифрованные коды нашего сознания. И я не перестаю удивляться открытиям и находкам в нём. И очень хочу, чтобы такой удивительный язык с богатой историей не исчез незаметно из нашего сознания. Впрочем, время покажет…
И вот тут я снова возвращаюсь к поведению, правилам и нормам, потому что именно их столкновения и частые противоречия друг другу вызывают во мне негодование.
Понимаю, что жизнь потому и является такой завораживающей в каждом своём мгновении, что никогда не стоит на месте, следует внутренним законам развития, внутреннему устройству и неподвластному уму порядку. И поэтому любые знания будут изменяться с течением времени. Сделать устройство жизни постижимой - разве не это задача теоретических наук? Где та тонкая грань, где гипотеза, теория и интерпретация становится аксиомой? Когда она становится неопровержимой?
Не знаю, как вы, а я живу в удивительное время, когда я не могу ничему доверять, если не узнал это из первоисточников. И даже эта информация, скорее всего, будет искажена политическим, социальным и эмоциональным фоном. Любое знание для меня - это интерпретация. Неважно чего: опыта ли, прочитанных книг или услышанных слов.
Слово - это отражение нашего фокуса внимания.
Если правила и нормы языка преследуют своей целью упрощение коммуникации и когниции (человеческая способность к пониманию), то моральные устои и традиции, которые являются главенствующими в обществе, мне видятся усложняющими жизнь отдельных индивидов, вроде меня. Я не смогу прийти в "нормальное", адекватное общество, где все строят из себя образованных людей, ходят в книжные клубы, слушают симфоническую музыку, и рассказать свободно и откровенно о своих увлечениях. Потому что в обществе такие увлечения называются девиациями (отклонениями). Но мне также неинтересно общаться с бдсм-сообществом, потому что все кажутся зацикленными только на своей идее.
Для меня уже стёрты границы между сообществами, я вижу, что мы - одно целое. И ссылаясь на принципы даосизма, скажу, что мои примеры - полярности одной и той же попытки принять свою человеческую природу или её обуздать.
Я не понимаю, почему людям трудно обсуждать за обедом не зарплаты и дороги, а мотивацию наших действий, подоплёку произошедших событий или символьную систему языка. Объясните, будьте добры: это тоже какие-то нормы, про которые я не знаю?
Традиции, устои и законы основываются на неких образцах из прошлого, так? Они запечатлели этапы развития нашего общества, чтобы сохранить его, верно?
И поэтому та девочка, которая рожает в 15, не может позаботиться о ребёнке и отдаёт его на усыновление - она плохая мать? Я так не считаю.
Я не могу жить по двойным стандартам. А ведь именно они растут из устаревших догм, которые стали вдруг никому не важными в 21 веке. Когда человек говорит одно, а действует иначе - это противоречие, обман, или норма? Во мне такие люди вызывают недоумение и сочувствие, потому что я был точно таким. Именно поэтому теперь я живу в деревне, подальше от людей с их принципами. Поэтому я ни с кем не общаюсь, потому что я сам хочу быть искренним и от других этого прошу. Вот уже три года я учусь говорить "нет", что вредно, опасно или некомфортно для меня.
Такова моя жизнь: если я позволял себе говорить то, что от меня хотели услышать, а поступать совсем наоборот - меня "шлёпали по попе". Не только родители, жизнь тоже не прощала мои ошибки, но всегда давала возможность исправить. Поэтому сейчас быть искренним с собой и с окружающими - моя основная ценность. И мне приходится сталкиваться с непониманием.
Ещё бы!
Как можно позволить странному молодому человеку сидеть плакать посреди веселящейся и гуляющей толпы? - "Нет, его надо развеселить, ведь всем должно быть весело!"
Как допустить, чтобы все могли смело и экологично проявлять свои эмоции, особенно, если они "токсичные", "вредные", "негативные" и "неадекватные"? - "Срочно раздайте всем транквилизаторы с антидепрессантами!".
Да и как можно ехать в одном автобусе с танцующим и поющим человеком? - "Мужчина, вы что себе позволяете? Это неприлично. Выйдите из автобуса - вы ехать людям мешаете!".
Я бы был очень счастлив, если бы те инструменты, что мы выбрали для упорядочивания своей жизни, вроде юриспруденции, педагогики, лингвистики, психологии, давали новые возможности, а не лишали бы нас свободы быть собой, быть живыми и настоящими.
Не подумайте, что я не лживый, не лицемерный и не противоречивый, нет. Я также могу отвечать "всё хорошо", хотя понимаю, что у меня кризис. Да, я так поступаю. Я искренен с собой, но не обязан быть откровенным с окружающими. Хотя всё чаще получается сказать: "я злой, не трогайте меня, не разговаривайте со мной". Эх, я до сих пор боюсь, что люди перестанут со мной общаться, если я постоянно буду выглядеть грустным, пессимистичным или злым.
Но я не могу сказать "я люблю тебя", чтобы только воспользоваться близостью, я не могу физически быть с людьми, к которым не испытываю какие-либо чувств и эмоций. И это мой выбор, основанный на внутренней истине. Я из разряда тех людей, которым проще голодать и жить в одиночестве, чем, пытаясь быть похожим на других, переставать чувствовать себя настоящим, искренним и живым.
Слава Полунин на выступлении в TeD сказал прекрасную мысль: "Работайте только с теми людьми, которых хотите обнять".
И я пока не знаю, где мне найти такую работу, чтобы я мог смело обнимать своего директора всегда, когда мне грустно. Но как источник своей жизни я всё ещё пытаюсь создать такое место.
Со своими противоречиями я могу только примириться, так как воевать я устал.
#лингвистика #поведение в обществе #обнимашки