Найти тему
Digital Marketing News

Битва кроссовок: как Nike и Adidas сражаются за любовь покупателей

Более шестидесяти лет компании-производители спортивной одежды оказывают существенное влияние не только на спортивный маркетинг, но и на культуру в целом. Кто будет доминировать в долгосрочной перспективе и почему так важно выполнять обещания, данные потребителям.

Nike и Adidas более полувека стремятся доминировать на рынке и пытаются превзойти друг друга в дизайне, технологиях и инновационном подходе к производству продукции: сейчас мировой рынок спортивных отваров оценивается в 31 миллиардов долларов.

Увлечение бегом среди населения США в конце 60-х и 70-х годов положил начало ожесточённой битвы брендов. Компании выстраивали отношения с именитыми спортсменами, нарабатывали линейки моделей, преуспевали во встраивании в культуру потребления различных стран мира. Фактически, Nike и Adidas самостоятельно, параллельно друг другу разрабатывали подробный учебник по продвижению бренда с помощью всевозможных инструментов маркетинга.

"Они создают ощущение определённой ценности носки обуви этих брендов", - отмечает руководитель о работе с продуктом компании Kantar Нильс Нойдекер.

В финансовом плане Nike значительно опережает Adidas, однако последним удаётся соперничать с гигантом за счёт необъяснимой любви потребителей к "трёхголосной" одежде и обуви. Соперничество давно вышло за рамки стандартного продвижения и ориентируется на разработку стратегий позиционирования в крупных цифровых каналах, начиная от рядовых продаж обуви и заканчивая предложением собственных NFT-токенов.

"Нельзя остаться на вершине, не борясь за своё положение. И главное в этом - оставить на вершине своё имя", - отмечает автор книги "Kicks: Великая американская история кроссовок".

С чего всё начиналось?

-2

Предшественницей компании Adidas была скромная фирма братьев Ади и Рудольфа Дасслер, основавших в Германии обувную фабрику по производству беговых кроссовок с шипами. Их продукция быстро завоевала популярность и использовалась такими олимпийскими чемпионами, как Лина Радке и Джесси Оуэнс. Несогласия в ведении бизнеса вскоре приведут к появлению двух компаний под началом братьев - Adidas и Puma. Адиабате Дасслер начнёт производство буквально с самого начала и в считанные месяцы выведет компанию в лидеры в индустрии кроссовок на почти два десятилетия.

До того, как в середине 60-х годов в рынок стремительно ворвалась компания Nike, соучредитель Фил Найт, в то время аспирант Стэнфордской школы бизнеса, написал статью о финансовой обоснованности импорта высококачественных недорогих кроссовок из Японии на рынок США, где в то время доминировали Adidas и Puma.

«Будучи профессионалом в бизнесе, я знал, что японские камеры сильно продвинулись на рынке электроники, где ранее доминировали немцы. Таким образом, я выдвигал тезис в своей статье, что японские кроссовки смогут пойти по аналогичному пути», — написал Фил Найт в своих мемуарах 2016 года «Shoe Dog».

Найт вернулся в свой родной штат Орегон через два года после окончания учебы и основал Blue Ribbon Sports вместе со своим бывшим тренером по легкой атлетике из Орегонского университета Биллом Бауэрманом. Blue Ribbon Sports в основном не особо "светился" на рынке в течение нескольких лет, лишь ориентируясь на импорт обуви, тогда как дуэт Adidas и Nike возился с оригинальным дизайном, увидев возможность активного сбыта продукции клиентам, проникшимся зарождающимся беговым движениям конца 60-х и 70-х годов.

Соучредитель Nike всегда стремился быть №1, а быть №1 означало, что нужно сместить Adidas с вершины чартов. Так что это было то, над чем Найт работал десятилетиями, не только с точки зрения поиска того, где в мире вы могли бы сделать более дешевый, почти такой же хороший продукт, но и с точки зрения изучения того, что заставляет профессиональных спортсменов выбирать Adidas, а не другие бренды.

В то время Adidas все еще был лидером, производя спортивную обувь для нескольких видов спорта и сотрудничая с футбольными командами по всему миру. Вместе с этим другой бренд спортивной одежды - Converse - был основным претендентом на обувь для баскетбола.

Это восходит к маркетингу 101, где вы должны найти потребность и удовлетворить еёю Nike смогла оседлать эту волну, чтобы по-настоящему захватить рынок беговой обуви в то время, когда многие другие бренды сосредоточились на других вещах.

Реклама спортивного костюма Franz Beckenbauer, 1967 год.
Реклама спортивного костюма Franz Beckenbauer, 1967 год.

"Они хотели быть героями"

Борьба Найта за превосходство, подпитываемая принципом «или расти, или умри», достигла новых высот в середине 1970-х, когда компания Blue Ribbon Sports была переименована в Nike и стала сочетаться с уже ставшим культовым логотипом-галочкой. Продажи удваивались каждый год, Nike подписала свой первый контракт со звездой тенниса Илие Нэстасе.

-4

Nike также наняла John Brown and Partners, чтобы выстроить свою рекламную кампанию в соответствие с стремительным успехом компании, представив первую рекламу "Финишной черты нет" (There is no finish line), со своим видением спортивных инноваций. Плакат сразу же стал хитом среди потребителей и ознаменовал тонкое, но важное изменение в подходе бренда к маркетингу. Вместо того, чтобы делать упор на спортивную обувь, он привлек внимание потребителей и расширил фокус Nike за пределы продукта.

Реклама и последующее изменение позиционирования представили Nike как бренд с индивидуальностью в то время, когда многим брендам не хватало ее. Миссия была чёткой: нести вдохновение и инновации каждому человеку.

«Как бренд, они хотят быть героями, они хотят бросить вызов существующему положению вещей», — сказал Нойдекер. «Они хотят бросить вызов тому, что есть. И это очень спортивный подход. Как спортсмен, вы всегда хотите бросить вызов статус-кво; ты всегда хочешь быть лучше».

Ко времени, когда в 1988 году компания дебютировала со своей кампанией «Просто сделай это» (Just Do It), ставшей одним из главных лозунгов 20-го века, выручка Nike превысила 1,2 миллиарда долларов. Это произошло благодаря линейке продуктов Air, поддерживаемых Майклом Джорданом, и приобретению обувного бренда Cole Haan.

Посетители концерта держат обувь и плакаты Adidas на концерте Run-DMC в 1986 году.
Посетители концерта держат обувь и плакаты Adidas на концерте Run-DMC в 1986 году.

В погоне за аудиторией

Сегодня Adidas сотрудничает со звездами за пределами традиционных видов спорта: музыкантами, художниками, творцами и прочими представителями культуры. Но в середине 1980-х это была новая концепция. Баскетбольные кроссовки Superstar быстро вошли в уличную моду, когда хип-хоп группа Run-D.M.C. начали носить обувь как часть своего фирменного образа, увековечив свой выбор песней «My Adidas».

Ранние связи бренда с "не спортсменами" заложили некоторую основу того, как Adidas будет позиционировать себя на десятилетия вперед, хотя и сохранив коммуникацию с несколькими футбольными командами мира. В это же время Nike и его конкурент Reebok пытались привлечь интерес к своим брендам исключительно через спонсорство спортсменов.

Пионеры спортивного маркетинга

До Adidas немногие бренды настолько тесно связывали себя с профессиональными спортсменами. Adidas сделал себе имя на раннем этапе производства некоторых оригинальных кроссовок с шипами, впервые надев инновационную по тем временам обувь на ноги олимпийцев в 1920-х и 1930-х годах. Вбитые шипы затем были заменены ввинчиваемыми шпильками и вскоре завоевали популярность среди футбольных команд по всей Европе в 1950-х годах.

Секрет успеха Adidas в этот период заключался в инновационных продуктах и партнерских отношениях со спортсменами. Основатель Ади Дасслер на протяжении многих лет встречался с бегунами, чтобы собрать отзывы и понимать возможность улучшения дизайна для удовлетворения их потребностей.

Наладив прямые партнерские отношения с чемпионами, компания присоединилась к Wilson Sporting Goods и General Mills’ Wheaties, помогая им стать первопроходцами в быстро развивающейся индустрии спортивного маркетинга.

Неуклонный рост Adidas всего через несколько лет сменился рекордными убытками в 1992 году, что едва не привело к банкротству компании. Новое руководство в лице Роберта Луи-Дрейфуса дало импульс новому направлению, основанному на более чем 50-летнем наследии бренда.

Управленец вернул спящего гиганта к росту, превратив Adidas из компании, ориентированной на продажи, в компанию, ориентированную на маркетинг. Маркетинговый слоган 1995 года намекал на то, как далеко продвинулся бизнес: «Мы знали тогда. Мы знаем и сейчас».

К этому моменту Nike вытеснила Adidas и Reebok с позиций ведущих поставщиков спортивной обуви, но менталитет Найта «расти или умри» продолжал двигать компанию вперед.

Агентство Wieden + Kennedy было главным хайп-мастером Nike в 90-х, производя запоминающиеся работы, которые повлияли на спорт и культуру, как немногие другие бренды. Реклама «Я не образец для подражания» с мощным нападающим «Финикс Санз» Чарльзом Баркли в главной роли помогла Nike зарекомендовать себя как бренд с резким чувством подлинности. В 1995 году в фильме «Если ты позволишь мне поиграть» молодые девушки заявляли о пользе занятий спортом для здоровья и общества.

Чистые продажи к 2000 году приближались к 9 миллиардам долларов и 5 миллиардам долларов для Nike и Adidas соответственно. Но, по словам Нойдекера из Kantar, одни только продажи и качественная продукция не могут поддерживать лидирующий статус бренда в долгосрочной перспективе: «Nike и Adidas осознают, что им необходимо инвестировать в создание бренда и задавать тенденции для потребителей. В прошлом в основном речь шла об инновациях продуктов, но теперь все больше и больше речь идет о той роли, которую вы играете в обществе».

По мере того как битва между Nike и Adidas, компании неуклонно диверсифицировали свои продуктовые линейки за счет приобретений. У Nike были Cole Haan и Bauer Hockey, а в 2003 году они купили Converse.

Adidas в 1997 году приобрела Salomon Group и ее бренды Salomon, TaylorMade, Mavic и Bonfire, открыв новые возможности в зимних видах спорта и гольфе. В 2006 году Adidas купил Reebok за 3,8 миллиарда долларов.

«Вы должны заново изобретать себя, но быть последовательным в своей цели. Важно, чтобы вы знали, за что вы выступаете, и внедряете инновации в этом пространстве, поэтому это может ограничить вашу диверсификацию в другие категории», — сказал Нойдекер.

Использование индивидуальности бренда

В отличие от других категорий, таких как индустрия быстрого питания, соперничество в розничной торговле, как правило, обходит стороной прямые споры или очернения. Вместо этого конкуренция между Nike и Adidas теперь разыгрывается на корте, в культуре и в Интернете, а также в том, как они действуют в соответствии со своими ценностями.

Оба бренда основаны на беге, но Nike сегодня позиционирует себя как бренд спортивной одежды, в то время как Adidas, похоже, сосредотачивается на уличной одежде и подходе к образу жизни для дополнительного крутого фактора.

В течение многих лет Nike опиралась на выдумывание увлекательных историй и креативную рекламу, приводя свой бренд в соответствие со своей миссией, ориентированной на людей. При этом он способствовал восприятию личности в отношении социальной ответственности.

К примеру, американская реклама 2018 года с участием бывшего квотербека НФЛ Колина Каперника, на которую наложена фраза «Верь во что-то. Даже если для этого придется пожертвовать всем». Кампания поставила Nike в центр политических споров вокруг Каперника и дискуссии о том, чтобы встать на колени во время исполнения государственного гимна в знак протеста против жестокости полиции и расовой несправедливости.

Рекламный щит с изображением бывшего квотербека «Сан-Франциско Форти Найнерс» Колина Каперника на крыше магазина Nike в Сан-Франциско, Калифорния, 5 сентября 2018 года.
Рекламный щит с изображением бывшего квотербека «Сан-Франциско Форти Найнерс» Колина Каперника на крыше магазина Nike в Сан-Франциско, Калифорния, 5 сентября 2018 года.

Назревающее соперничество

Легендарный логотип Adidas с тремя полосами стал практически синонимом футбола, благодаря партнерским отношениям с ФИФА, УЕФА и их соответствующими турнирами на протяжении многих лет. С 1970 года Adidas поставляет официальные мячи для всех игр Чемпионата мира по футболу. Он спонсирует ряд национальных команд, лиг и клубов и известен тем, что подписывает крупные спонсорские соглашения с отдельными игроками.

Это не означает, что Nike не пытался сломить оплот Adidas в футболе: в 2014 году компания представила направление Nike Football и подписала масштабное соглашение в 2021 году о спонсорстве Национального женского футбола США до 2030 года.

Когда дело доходит до спорта, Nike обычно направляет крупный маркетинговый бюджет на рекламу, в то время как Adidas отдает предпочтение спонсорству спортсменов и мероприятий. Оба бренда используют спорт как способ встроиться в культуру, наладить сотрудничество со знаменитостями, что усиливает интерес потребителей к продуктам.

Adidas и Nike довольно агрессивно ведут совместную битву за то, чтобы воспользоваться моментом и привлечь культовых поклонников из более молодых и модных потребителей. У Adidas есть связи с законодателями моды, такими как Бейонсе, Фаррелл Уильямс и Стелла Маккартни, в то время как Nike может похвастаться сделками с Трэвисом Скоттом, Supreme и Дрейком.

«Недавние коллаборации Adidas с Prada и Gucci были забавными, но я не вижу особых изменений с точки зрения творчества и стиля сейчас, когда блеск от коллаборации Yeezy немного поблек», — сказал Бедвани. «То же самое и с Nike, в данный момент она очень ориентирована на спортсменов, а не так сильно защищает новые творческие таланты, как несколько лет назад».

По словам Бедвани, более мелкие бренды, такие как New Balance и FILA, сотрудничают с «творцами вкуса и креативщиками, соответствующими духу времени», что потенциально предвещает развитие тактики сотрудничества: «Уличная одежда и мода более изменчивы, и рейтинги соперников действительно меняются день ото дня».

Очередная гонка

Принципы маркетинга Nike и Adidas остаются в основном неизменными по сравнению с прошлыми двумя десятилетиями, основанными на рассказывании историй и связях со знаменитостями и спортсменами. Но инновации как в продуктах, так и в области маркетинга могут помочь им сохранить импульс в предстоящие годы, поскольку спортивные мероприятия возвращаются, а потребительские вкусы смещаются в сторону спортивного досуга.

«Несмотря на то, что они продолжают активно появляться на всех крупных платформах, им необходимо будет работать на более глубоких уровнях, чтобы добиться интимности, нюансов и локализации, присущих выскочкам, перепродавцам подержанных вещей и деятелям культуры, к которым тяготеет поколение Z», — поясняет Бедвани.

Nike вошла в метавселенную в конце 2021 года с пространством Nikeland на игровой платформе Roblox и расширила возможности Snapchat с помощью объектива дополненной реальности. Он скупил RTFKT в декабре 2021 года в попытке захватить раннее доминирование в обувном пространстве NFT.

Ставка Adidas на шумную виртуальную среду также была сделана в декабре, когда она реализовала создание своей децентрализованной игровой площадки в игровом мире The Sandbox, основанном на блокчейне, и совместной работы над NFT с яхт-клубом Bored Ape.

Хотя успех в метавселенной во многом еще определяется, эксперименты брендов с новыми каналами отражают их многолетнее наследие, определяющее тенденции, поскольку они стремятся заслужить расположение следующего поколения.

«Будущее этого соперничества — в инновациях. Хотя и Nike, и Adidas с нетерпением ждут появления Web3 и метавселенной, их стратегии различаются», — сказал Дастин Йорк, доцент кафедры коммуникаций в Университете Мэривилля и бывший консультант Nike.