Найти тему
Записки звукача

Сцена. Что это такое, и где там что.

Сцена. Одних она манит, других отталкивает и пугает. Кто-то к ней рвется всеми силами и готов посвятить ей все жизнь, а кто-то обливается холодным потом при одной только мысли о том, что ему придется на нее подняться и, не дай Бог, еще что-нибудь сказать. Некоторые учатся выходить на нее профессионально, а некоторые попадают туда случайно и либо больше никогда не захотят туда вернуться, либо сделают это своей профессией.

Фото Нью-Йоркского государственного театра. by David Shankbone
Фото Нью-Йоркского государственного театра. by David Shankbone

Как и везде, в театрально-концертной деятельности есть великое множество терминов и названий. И, как и везде, есть вещи, которые важно знать и, если это направление станет профессией, необходимо правильно называть. Это нужно не только для правильной ориентации в пространстве и коммуникации между работниками сцены и всеми, кто к этому причастен, но и необходимо для того, чтобы не попасть в просак и не произвести впечатление невежды и ничего не понимающего в этой теме человека. Некомпетентность сильно раздражает и мешает в любых отраслях.

На моей практике встречалось достаточно много людей, которые не знали и не понимали некоторых ключевых элементов сцены. Такой человек сразу наводит мысли о полном непрофессионализме и непонимании процессов создания и обслуживаниях спектакля или концерта. С ним трудней найти общий язык, потому что приходится либо объяснять, либо менять привычную терминологию чтобы человек тебя понял. на это уходит время, силы и усложняет процесс оперативного решения возможных проблем.

Итак, приступим. Начнем, пожалуй, с самого сакрального элемента. АРЗ. Антрактно-раздвижной занавес. Это на чиновничьем или на инженерном. Занавес. Не шторы, они дома. Не занавески, они в ванной. Именно "занавес". Он открывает зрителю мир, который хотят показать артисты. Способен закрыть всю черновую работу по подготовке или смене декораций. Он - дверь в мир волшебства и чудес, которая может открываться в стороны или наверх, в зависимости от конструкции. Сверху над занавесом висит арлекин. Не Арлекин из Буратино. Арлекин скрывает механизмы раздвижного занавеса или просто служит элементом украшения занавес и обрамления сцены сверху. В исторических залах, таких как Мариинский театр или Большой театр и в залах по всему миру, стараются сохранять исторический занавес как фирменное лицо зала. Он такой же декоративный элемент как и лепнина и колонны и занавес всегда берегут.

схема сцены с ее элементами.
схема сцены с ее элементами.

Двигаемся дальше вверх по сцене (вглубь). Дальше идет одежда сцены или, как говорят, кабинет. Как правило, в театрах черный кабинет. В концертах и торжественных мероприятиях часто используют белый или светлый. По краям сцену делят на воображаемые зоны вертикальные тканевые "стенки"- кулисы. Первый, второй и так далее планы кулис. Они прикрывают "закулисье", все что творится на сцене перед выходом на нее исполнителя. Кулисы создают объем и понимание глубины сценического пространства. Сверху как арлекин, но уже над кулисами висят падуги. Как правило их столько же, сколько и планов кулис, но бывают и исключения. Падуги прикрывают верхнюю механику сцены, световые приборы , софитные фермы. Закрывая от зрительского глаза техническую часть спектакля.

светлый кабинет. Падуги прикрывают софиты.
светлый кабинет. Падуги прикрывают софиты.

Ну, и в конце - задник. Это может быть ткань цвета одежды сцены (кабинета), звездное небо, маркиза или экран. Тут уже зависит от зала. В больших залах, типа дворцов культуры или драматических и оперных театров, за задником есть еще большое пространство. Там хранятся декорации, готовятся необходимые для представления и перестановок элементы или заряжаются на выход артисты.

Звездное небо создает ощущение бесконечности сцены.
Звездное небо создает ощущение бесконечности сцены.

Основное пространство сцены называется планшет. На нем и происходит основное действо. Размещаются видимые декорации и выступают артисты. Пространство перед сцены занавесом у первого ряда называется авансценой или просто авансом. Туда может выйти артист для самого проникновенного монолога, чтобы быть ближе к зрителю. Перед закрытым занавесом может происходить действо, пока идет перестановка, или просто могут идти поставленные режиссёром мизансцены, которые он решил вынести на аванс.

пространство авансцены перед закрытым занавесом.
пространство авансцены перед закрытым занавесом.

Перед авансом бывает либо проход между сценой и первым рядом, либо находиться оркестровая яма, если она есть.

Вид на зал из глубины сцены.
Вид на зал из глубины сцены.

Надеюсь, кому-то эта статейка поможет не опростоволоситься и сразу дать понять всем, что вы настроены серьезно и понимаете о чем говорите.

В следующей статье напишу о тех, кто работает на сцене, кто за что отвечает и какие элементы технического оснащения бывают. Будут вопросы - задавайте. Если интересы какие-то темы - спрашивайте, попробуем разобраться! Всем удачи, добра и прекрасных, ярких и интересных спектаклей и концертов по обе стороны занавеса!