Сцена. Одних она манит, других отталкивает и пугает. Кто-то к ней рвется всеми силами и готов посвятить ей все жизнь, а кто-то обливается холодным потом при одной только мысли о том, что ему придется на нее подняться и, не дай Бог, еще что-нибудь сказать. Некоторые учатся выходить на нее профессионально, а некоторые попадают туда случайно и либо больше никогда не захотят туда вернуться, либо сделают это своей профессией.
Как и везде, в театрально-концертной деятельности есть великое множество терминов и названий. И, как и везде, есть вещи, которые важно знать и, если это направление станет профессией, необходимо правильно называть. Это нужно не только для правильной ориентации в пространстве и коммуникации между работниками сцены и всеми, кто к этому причастен, но и необходимо для того, чтобы не попасть в просак и не произвести впечатление невежды и ничего не понимающего в этой теме человека. Некомпетентность сильно раздражает и мешает в любых отраслях.
На моей практике встречалось достаточно много людей, которые не знали и не понимали некоторых ключевых элементов сцены. Такой человек сразу наводит мысли о полном непрофессионализме и непонимании процессов создания и обслуживаниях спектакля или концерта. С ним трудней найти общий язык, потому что приходится либо объяснять, либо менять привычную терминологию чтобы человек тебя понял. на это уходит время, силы и усложняет процесс оперативного решения возможных проблем.
Итак, приступим. Начнем, пожалуй, с самого сакрального элемента. АРЗ. Антрактно-раздвижной занавес. Это на чиновничьем или на инженерном. Занавес. Не шторы, они дома. Не занавески, они в ванной. Именно "занавес". Он открывает зрителю мир, который хотят показать артисты. Способен закрыть всю черновую работу по подготовке или смене декораций. Он - дверь в мир волшебства и чудес, которая может открываться в стороны или наверх, в зависимости от конструкции. Сверху над занавесом висит арлекин. Не Арлекин из Буратино. Арлекин скрывает механизмы раздвижного занавеса или просто служит элементом украшения занавес и обрамления сцены сверху. В исторических залах, таких как Мариинский театр или Большой театр и в залах по всему миру, стараются сохранять исторический занавес как фирменное лицо зала. Он такой же декоративный элемент как и лепнина и колонны и занавес всегда берегут.
Двигаемся дальше вверх по сцене (вглубь). Дальше идет одежда сцены или, как говорят, кабинет. Как правило, в театрах черный кабинет. В концертах и торжественных мероприятиях часто используют белый или светлый. По краям сцену делят на воображаемые зоны вертикальные тканевые "стенки"- кулисы. Первый, второй и так далее планы кулис. Они прикрывают "закулисье", все что творится на сцене перед выходом на нее исполнителя. Кулисы создают объем и понимание глубины сценического пространства. Сверху как арлекин, но уже над кулисами висят падуги. Как правило их столько же, сколько и планов кулис, но бывают и исключения. Падуги прикрывают верхнюю механику сцены, световые приборы , софитные фермы. Закрывая от зрительского глаза техническую часть спектакля.
Ну, и в конце - задник. Это может быть ткань цвета одежды сцены (кабинета), звездное небо, маркиза или экран. Тут уже зависит от зала. В больших залах, типа дворцов культуры или драматических и оперных театров, за задником есть еще большое пространство. Там хранятся декорации, готовятся необходимые для представления и перестановок элементы или заряжаются на выход артисты.
Основное пространство сцены называется планшет. На нем и происходит основное действо. Размещаются видимые декорации и выступают артисты. Пространство перед сцены занавесом у первого ряда называется авансценой или просто авансом. Туда может выйти артист для самого проникновенного монолога, чтобы быть ближе к зрителю. Перед закрытым занавесом может происходить действо, пока идет перестановка, или просто могут идти поставленные режиссёром мизансцены, которые он решил вынести на аванс.
Перед авансом бывает либо проход между сценой и первым рядом, либо находиться оркестровая яма, если она есть.
Надеюсь, кому-то эта статейка поможет не опростоволоситься и сразу дать понять всем, что вы настроены серьезно и понимаете о чем говорите.
В следующей статье напишу о тех, кто работает на сцене, кто за что отвечает и какие элементы технического оснащения бывают. Будут вопросы - задавайте. Если интересы какие-то темы - спрашивайте, попробуем разобраться! Всем удачи, добра и прекрасных, ярких и интересных спектаклей и концертов по обе стороны занавеса!