В видео мы показываем трехмерный мир на двухмерном изображении. И должны помочь зрителям понять как выглядит пространство. Именно для этого используется правило 180 градусов.
Чаще всего о нем принято говорить при съемке диалогов, на самом деле оно работает для любых действий актеров, просто в диалогах, особенно на несколько человек, его использовать сложнее всего.
В теории правило 180 градусов звучит достаточно просто: если через героя или героев провести воображаемую линию, то камера должна всегда находиться по одну сторону этой линии. То есть двигаться только в пределах 180 градусов. Угол съемки и крупность при этом, конечно же, свободно меняется.
Рассмотрим это правило на примере движущегося героя. Если первый кадр показал, что человек идет слева направо, то и все последующие кадры должны сохранять это направление. Если пересечь линию и снять с другой стороны, то у зрителя создастся впечатление, что герой повернул обратно. Конечно это не значит, что мы обречены видеть только одну сторону героя, разорвать цепочку можно например с помощью кадра, где герой показан фронтально.
В диалогах, при участии двух людей, правило соблюдать достаточно просто. Один герой снимается из-за правого плеча оппонента, а второй герой из-за левого. При этом взгляд первого должен быть направлен в левую часть кадра, а второго - в правую, чтобы у зрителя не оставалось сомнений что они говорят друг с другом. Часто такое построение диалога называют восьмёркой.
Но все становится сложнее, когда диалог происходит между несколькими людьми, например сидящих за столом. Потому что линия будет постоянно меняться и постановка такой сцены требует тщательного планирования и продуманной раскадровки.
Чаще всего такие сцены начинаются с общего плана локации. Делается это для того, чтобы зритель мог до начала диалога оценить расположение героев (как помните, наша цель, помочь зрителю сориентироваться в пространстве).
Затем между героями начинаются диалоги. При каждом новом взаимодействии между участниками создается новая линия.
Один персонаж смотрит в правую сторону кадра, а второй в левую. Благодаря монтажу у зрителей создается впечатление, что они смотрят друг на друга.
Как и с любыми другими правилами в творчестве, правило 180 градусов надо знать и можно нарушать.
В некоторых ситуациях, намеренное нарушение правила может быть художественным решением. Например чтобы подчеркнуть эмоциональное изменение в диалоге. Классический диалог, построенный на восьмёрке будет смотреться более спокойно и основное внимание зрителя будет на игре актеров. А если же камера перескакивает из стороны в сторону, это добавит нервозности, напряженности и сумбурности диалогу.
Понравилась статья? Не забудь про лайк и подписку на наш канал
#как снимают кино #как снимать видео #киношкола #видеосъемка #видеооператор #видеограф #видеография #видеосъемка фотокамерой #монтаж видео #видеомонтаж