Найти тему
rbl.studio

Куда камеру ставить будем? Правило 180 градусов

В видео мы показываем трехмерный мир на двухмерном изображении. И должны помочь зрителям понять как выглядит пространство. Именно для этого используется правило 180 градусов.

Чаще всего о нем принято говорить при съемке диалогов, на самом деле оно работает для любых действий актеров, просто в диалогах, особенно на несколько человек, его использовать сложнее всего.

В теории правило 180 градусов звучит достаточно просто: если через героя или героев провести воображаемую линию, то камера должна всегда находиться по одну сторону этой линии. То есть двигаться только в пределах 180 градусов. Угол съемки и крупность при этом, конечно же, свободно меняется.

Камера может находиться только по одну сторону от линии
Камера может находиться только по одну сторону от линии

Рассмотрим это правило на примере движущегося героя. Если первый кадр показал, что человек идет слева направо, то и все последующие кадры должны сохранять это направление. Если пересечь линию и снять с другой стороны, то у зрителя создастся впечатление, что герой повернул обратно. Конечно это не значит, что мы обречены видеть только одну сторону героя, разорвать цепочку можно например с помощью кадра, где герой показан фронтально.

В диалогах, при участии двух людей, правило соблюдать достаточно просто. Один герой снимается из-за правого плеча оппонента, а второй герой из-за левого. При этом взгляд первого должен быть направлен в левую часть кадра, а второго - в правую, чтобы у зрителя не оставалось сомнений что они говорят друг с другом. Часто такое построение диалога называют восьмёркой.

Но все становится сложнее, когда диалог происходит между несколькими людьми, например сидящих за столом. Потому что линия будет постоянно меняться и постановка такой сцены требует тщательного планирования и продуманной раскадровки.

Чаще всего такие сцены начинаются с общего плана локации. Делается это для того, чтобы зритель мог до начала диалога оценить расположение героев (как помните, наша цель, помочь зрителю сориентироваться в пространстве).

Кадр из фильма "Не смотрите наверх". Показана комната, стол и все герои
Кадр из фильма "Не смотрите наверх". Показана комната, стол и все герои

Затем между героями начинаются диалоги. При каждом новом взаимодействии между участниками создается новая линия.

-5

Один персонаж смотрит в правую сторону кадра, а второй в левую. Благодаря монтажу у зрителей создается впечатление, что они смотрят друг на друга.

-7
-9

Как и с любыми другими правилами в творчестве, правило 180 градусов надо знать и можно нарушать.

В некоторых ситуациях, намеренное нарушение правила может быть художественным решением. Например чтобы подчеркнуть эмоциональное изменение в диалоге. Классический диалог, построенный на восьмёрке будет смотреться более спокойно и основное внимание зрителя будет на игре актеров. А если же камера перескакивает из стороны в сторону, это добавит нервозности, напряженности и сумбурности диалогу.

Пример диалога из фильма "Плутовство" с нарушением правила 180 градусов
Пример диалога из фильма "Плутовство" с нарушением правила 180 градусов

Понравилась статья? Не забудь про лайк и подписку на наш канал

#как снимают кино #как снимать видео #киношкола #видеосъемка #видеооператор #видеограф #видеография #видеосъемка фотокамерой #монтаж видео #видеомонтаж