Это внушительное и строгое здание в неоклассическом стиле появилось на углу Знаменской улицы и Виленского переулка в 1915-м. Автором проекта был уже достаточно опытный выпускник Высшего художественного училища при Академии художеств Иосиф Исаакович Долгинов. Вообще, закончив училище в 1909-м, к моменту реализации этого, последнего своего дореволюционного проекта, Иосиф Исаакович успел построить в Петербурге два десятка зданий в различной стилистике. Впрочем, в соответствии с актуальной модой 10-х годов прошлого века, неоклассика в его работах конечно преобладала.
На Знаменской данный дом был не единственным примером новой архитектурной моды и сей угловой «бастион» вполне вписывался в общий замысел изменения архитектурного облика улицы. Хотя… Сама идея застройки подобными «серыми громадами» в «перспективную» линию мне лично не кажется такой уж удачной…Но это сейчас. Тогда на это смотрели по другому, считая, что подобная классическая строгость более привлекательна, чем «аляповатая эклектика» и «чухонский модерн».
Самое интересное, что создавая проект с таким монументальным «лицом» Долгинову пришлось решать еще и массу проблем с тем, что за этим «лицом» находилось. Участок был не очень большим. Здание на самом деле имеет г-образную форму и очень маленький двор плотно зажат с двух сторон «соседскими» брандмауэрами. При высокой этажности это порождало проблемы с естественным освещением и требовало сложной «внутренней конфигурации».
Кроме того, необходимость максимально использовать весьма ограниченное пространство для жилых помещений, определяло очень тесное «внутреннее устройство» единственной парадной. Конечно тут мой любимый «лестничный эллипс», но в данном случае он просто максимально сжат и оставляет совсем узкие места для лестничных площадок с выходами в два разных «крыла» здания.
Черная лестница хорошо освещена, но так тесна и узка, что трудно себе представить, как по этой лестнице можно было что-то переносить в принципе.
Одним словом, классика классикой, а необходимость обеспечить заказчику максимальные возможности для получения доходов никто не отменял и Иосифу Исааковичу думаю это дополнительно объяснять было не надо…Он действительно эффективно «выжал» из этого проекта все, что было можно.
Заказчиком в данном случае был надворный советник Борис Осипович Фукс. Конечно 7-й класс в табели о рангах и обращение «ваше высокоблагородие» говорило о многом, но финансовых возможностей для строительства собственного доходного жилья в столице, да еще в начале прошлого века, отнюдь не гарантировало. А вот «профессиональные достижения» - вполне. Почтенный Борис Осипович был не только обладателем чина, но и «доктором медицины» с серьезной частной практикой в области «женских болезней». Вообще, судя по всему, именно такая медицинская специализация обеспечивала медикам серьезный доход. В своих «изысканиях» мне уже приходилось встречать солидные доходные дома столичных эскулапов именно с «дамской» специализацией… При этом, как и его коллеги, Фукс не только поселился сам в этом доме, но и вел в нем прием пациентов. Впрочем, похоже, Борис Осипович, был не только востребованным медиком, но и просто очень чутким к «веяниям времени» бизнесменом. В его доме были не только квартиры для аренды, но и…специально спроектированное помещение для синематографа, который получил название «Рампа» и был открыт в 1916-м. Что интересно. В доме за его долгую историю поменялось многое, но именно кинозал существовал тут вплоть до…1988-го.
Такая вот история.
P.S. Честно говоря я не большой поклонник неоклассики и много раз просто проходил мимо этого приметного здания. Но в конце концов заглянул по совету одной читательницы. И не напрасно как мне показалось…