Когда в середине 50-х годов началось большое сокращение «оборонки», то на Ижевском машиностроительном заводе всерьёз принялись за мотоциклетное производство. Для повышения его эффективности был взят курс на автоматизацию. В прежних корпусах установили станки с автоматическим и полуавтоматическим циклом работы. На отдельных участках, например, обработки картера двигателя, возникли и полностью автоматизированные линии. В итоге ежегодный выпуск мотоциклов вырос с 116 тысяч в 1957 году до 161 тысячи в 1960 году. А 10 июля 1960 года в Ижевске был собран миллионный мотоцикл.
Иж-49. Источник: https://clck.ru/WU3Mp
Именно в это время завод освоил производство мотоцикла совершенно новой конструкции. В модели ИЖ-56, вставшей на конвейер в 1956 году, кардинальные перемены коснулись и двигателя, и ходовой части. Новинка получила лёгкую цельносварную трубчатую раму и новую заднюю маятниковую подвеску. Причём эти технические решения впервые были испытаны в «боевых» условиях соревнований на спортивном ИЖ-55К. Благодаря новой ходовой части управляемость и комфорт мотоцикла поднялись на качественно новый уровень, увеличился и дорожный просвет.
В новых взаимозаменяемых колёсах применены тормозные барабаны на всю ширину ступицы и колодки с увеличенной площадью трения, а также спицы одинаковой длины. Это повысило жёсткость узла в целом и улучшило тормозные качества мотоцикла. Учитывая то, что ижевские мотоциклы чаще всего эксплуатируются на плохих дорогах, конструкторы заключили цепь привода заднего колеса в герметичные резиновые кожухи, намного увеличив срок её службы. У пассажира появилось новое сиденье подушечного типа.
Алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Источник: https://clck.ru/WU2Bo
Двигатель получил алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой вместо цельночугунного. Это не только снизило массу, но и уменьшило вероятность перегрева в тяжёлых условиях. Мощность возросла с 11,5 до 13 л. с. за счёт подбора оптимальных форм каналов цилиндра. Вместо однорядной моторной цепи появилась усиленная двухрядная. Глушители мотоцикла ИЖ-49 с их красивыми хвостовиками были весьма травматичными: об их острые концы можно было повредить ногу. У ИЖ-56 корпуса глушителей приобрели цилиндрическую форму с конусообразной задней частью и кроме того стали короче, не выступая за габариты колеса.
Воздушный фильтр и карбюратор конструкторы прикрыли алюминиевыми кожухами, выполнявшими сразу несколько функций: дополнительная защита двигателя от пыли, снижение шума впуска, а также как декоративный элемент, подчёркивающий новый стиль мотоцикла. Кроме того, кожухи существенно снижали вибрацию, присущую одноцилиндровому двигателю, и в некоторой степени повышали жёсткость рамы.