Найти тему
Денис Корнев

Немного об истории мотоцикла ИЖ-Планета 2.

Когда в середине 50-х годов нача­лось большое сокращение «оборон­ки», то на Ижевском машиностроительном заводе всерьёз принялись за мотоциклетное производство. Для по­вышения его эффективности был взят курс на автоматизацию. В прежних корпусах установили станки с автоматическим и полуавтоматическим цик­лом работы. На отдельных участках, например, обработки картера двигателя, возникли и полностью авто­матизированные линии. В итоге еже­годный выпуск мотоциклов вырос с 116 тысяч в 1957 году до 161 тысячи в 1960 году. А 10 июля 1960 года в Ижевске был собран миллионный мотоцикл.

Иж-49. Источник: https://clck.ru/WU3Mp

Именно в это время завод освоил производство мотоцикла совершенно новой конструкции. В модели ИЖ-56, вставшей на конвейер в 1956 году, кардинальные перемены коснулись и двигателя, и ходовой части. Новин­ка получила лёгкую цельносварную трубчатую раму и новую заднюю маятниковую подвеску. Причём эти технические решения впервые были испытаны в «боевых» условиях соревнований на спортивном ИЖ-55К. Благодаря новой ходовой части управляемость и комфорт мотоцикла поднялись на качественно новый уровень, увеличился и дорожный просвет.

-2

В новых взаимозаменяемых колёсах применены тормозные барабаны на всю ширину ступицы и колодки с увеличенной площадью трения, а также спицы одинаковой длины. Это повысило жёсткость узла в целом и улучшило тормоз­ные качества мотоцикла. Учитывая то, что ижевские мотоциклы чаще всего эксплуатируются на плохих дорогах, конструкторы заключили цепь привода задне­го колеса в герметичные резиновые кожухи, намного увеличив срок её службы. У пассажира появилось новое сиденье подушечного типа.

-3
-4

Алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Источник: https://clck.ru/WU2Bo

Двигатель получил алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой вместо цельночугунного. Это не только снизило массу, но и уменьшило вероятность пере­грева в тяжёлых условиях. Мощность возросла с 11,5 до 13 л. с. за счёт подбора оптимальных форм каналов цилиндра. Вместо однорядной моторной цепи появилась усиленная двухрядная. Глушители мотоцикла ИЖ-49 с их красивыми хвостовиками были весьма травматичными: об их острые концы можно было повредить ногу. У ИЖ-56 корпуса глушителей приобрели цилиндрическую фор­му с конусообразной задней частью и кроме того стали короче, не выступая за габариты колеса.

Воздушный фильтр и карбюратор конструкторы прикрыли алюминиевыми кожухами, выполнявшими сразу несколько функций: дополнительная защита двигателя от пыли, снижение шума впуска, а также как декоративный элемент, подчёркивающий новый стиль мотоцикла. Кроме того, кожухи существенно снижали вибрацию, присущую одноцилиндровому двигателю, и в некоторой степени повышали жёсткость рамы.

Двигатель получил алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой вместо цельночугунного. Это не только снизило массу, но и уменьшило вероятность пере­грева в тяжёлых условиях. Мощность возросла с 11,5 до 13 л. с. за счёт подбора оптимальных форм каналов цилиндра. Вместо однорядной моторной цепи появилась усиленная двухрядная. Глушители мотоцикла ИЖ-49 с их красивыми хвостовиками были весьма травматичными: об их острые концы можно было повредить ногу. У ИЖ-56 корпуса глушителей приобрели цилиндрическую фор­му с конусообразной задней частью и кроме того стали короче, не выступая за габариты колеса. 
Воздушный фильтр и карбюратор конструкторы прикрыли алюминиевыми кожухами, выполнявшими сразу несколько функций: дополнительная защита двигателя от пыли, снижение шума впуска, а также как декоративный элемент, подчёркивающий новый стиль мотоцикла. Кроме того, кожухи существенно снижали вибрацию, присущую одноцилиндровому двигателю, и в некоторой степени повышали жёсткость рамы.

Источник: https://clck.ru/WU2iW
Вместо смонтированной на бензобаке гро­моздкой системы дублирующего ручного переключения передач остался лишь небольшой рычаг на правой крышке картера, который использовался на прак­тике в основном для быстрого поиска нейтрали.

Обновлённый Иж-56. 
Новый облик ИЖ-56 соответствовал мотоциклетной моде середины 1950-х го­дов. Тогда мировые производители стремились приблизить двухколёсную ма­шину по комфорту к четырёхколёсному собрату, максимально закрывая узлы и детали облицовками, защищающими водителя и пассажира от летящей из-под колёс грязи и потёков масла. На ИЖ-56 новому стилю соответствовали глубокие крылья, кожухи карбюратора и большие боковые ящики, в которых располагались аккумулятор и комплект инструмента. Через некоторое время на ИЖ-56, как и задумывалось изначально, появилось цельное сдвоенное сиденье, которое повысило комфорт и стало последним штрихом в создании эстетичной внешности.

В целом у ижевских конструкторов получился вполне современный по тем временам мотоцикл, красивый и гармоничный. После преодоления неизбежных «детских болезней» ИЖ-56 заслужил репутацию надёжной и выносливой маши­ны. Его конструкция стала основой для всех последующих ижевских мотоциклов семейства «Планета».

РОЖДЕНИЕ «ПЛАНЕТЫ»

ИЖ-Планета 2. 
В 1957 году ижевские конструкторы разработали новую модель - ИЖ-58. Со­хранив в основном ходовую часть ИЖ-56, мотоцикл получил совершенно новый двигатель - двухцилиндровый, двухтактный, рабочим объёмом 347 см3 и мощно­стью 18 л. с. К сожалению, на Ижевском машиностроительном заводе не было свободных площадей для производства этого мотора, и освоить его удалось лишь в 1961 году - на соседнем Ижевском механическом заводе.

Но все эти годы конструкторы не сидели сложа руки. Для новой двухцилиндровой модели, получившей к тому времени имя «ИЖ-Юпитер», они подготовили множество изменений и ходовой части, и дизайна. А в 1962 году внедрили все эти новшества и в конструкцию одноцилиндровой модели, получившей название «ИЖ-Планета».

Чем же отличалась первая «Планета» от ИЖ-56? Внешне обращали на себя внимание новые крылья. Переднее, более глубокой формы, теперь крепилось к нижней траверсе, увеличивая зазор между крылом и колесом. Заднее крыло делали за одно целое с корпусом сдвоенного седла - раздельные сёдла ушли в прошлое. Новая фара, хоть и меньшая по размеру, лучше освещала дорогу. Ём­кость бензобака возросла с 15 до 18 литров. Вместо троса тормоз заднего колеса приводился тягой, а спидометр получил привод от переднего колеса. А вскоре мотоцикл стали оснащать воздухоочистителем контактно-масляного типа, повысившие степень очистки с 62% до 97%.

Ижевские мотоциклы получили и новые боковые прицепы модели БП-62. Кузов коляски не только отличался современным модным обликом, но и стал просторнее внутри. На крыле появился стоп-сигнал, а ветровое стекло теперь откидывалось с частью капота, облегчая посадку пассажира. При необходимо­сти перевезти большой груз подушка сиденья вместе со спинкой вынимались из кузова. За счёт расширения колеи на 140 мм улучшилась устойчивость мотоцикла. Колёса бокового прицепа и мотоцикла стали взаимозаменяемыми.

Боковой прицеп БП-62. 
Сейчас это кажется необычным, но тогда основная роль «колясочного» мото­цикла отводилась «Юпитеру»: большая их часть поступала в продажу в комплекте с боковым прицепом. «Планета» же рассматривалась как мотоцикл-одиночка. Это связано с тем, что первое поколение двухцилиндровых двигателей обладало хорошей тягой на малых и средних оборотах, справляясь с транспортировкой бо­кового прицепа не хуже одноцилиндрового собрата. Да и разрыв в мощности - 18 л. с. против 13 - был солидным.

ОТ ПЕРВОЙ КО ВТОРОЙ

В начале 60-х годов ижевские конструкторы работали над Мотоциклом нового поколения - моделью ИЖ-555 с 500-кубовым двухцилиндровым двухтактным двигателем. Но вскоре руководству завода дали понять, что средств, необходимых для постанов­ки на производство этой революционной машины, предприятие не по­лучит. Конструкторам не оставалось ничего иного, как заняться неспешным совершенствованием серийной продукции - позже этот процесс по­лучит меткое название «Тихая эволюция».

Иж-555. 
В 1965 году на конвейер встали модернизированные модели «ИЖ-Пла­нета 2» и «ИЖ-Юпитер 2». Внешне эти машины отличались улучшенной отделкой: окрашенные глушители и обода колёс уступили место хроми­рованным, крышки картера стали полировать, а кожух карбюратора окрашивать эмалью. Изменилась конструкция колёс: архаичные фетровые сальники уступили место резиновым, что вдвое повысило срок службы под­шипников. У «Планеты 2» мощность двигателя выросла с 13 до 15,5 л. с. благодаря повышению степени сжа­тия и применению нового карбюратор К-36Ж с увеличенным до 27 мм диаметром диффузора.

Карбюратор К-36Ж. 
К сожалению, такой скромный объём модернизации совершенно не соответствовал бурному развитию конструкции мотоциклов за рубежом. Начиная с этого периода наступает медленное, но неумолимое отставание серийных мотоциклов Ижевско­го машиностроительного завода от мирового уровня, превратившееся впоследствии в непреодолимую пропасть.
Двигатель получил алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой вместо цельночугунного. Это не только снизило массу, но и уменьшило вероятность пере­грева в тяжёлых условиях. Мощность возросла с 11,5 до 13 л. с. за счёт подбора оптимальных форм каналов цилиндра. Вместо однорядной моторной цепи появилась усиленная двухрядная. Глушители мотоцикла ИЖ-49 с их красивыми хвостовиками были весьма травматичными: об их острые концы можно было повредить ногу. У ИЖ-56 корпуса глушителей приобрели цилиндрическую фор­му с конусообразной задней частью и кроме того стали короче, не выступая за габариты колеса. Воздушный фильтр и карбюратор конструкторы прикрыли алюминиевыми кожухами, выполнявшими сразу несколько функций: дополнительная защита двигателя от пыли, снижение шума впуска, а также как декоративный элемент, подчёркивающий новый стиль мотоцикла. Кроме того, кожухи существенно снижали вибрацию, присущую одноцилиндровому двигателю, и в некоторой степени повышали жёсткость рамы. Источник: https://clck.ru/WU2iW Вместо смонтированной на бензобаке гро­моздкой системы дублирующего ручного переключения передач остался лишь небольшой рычаг на правой крышке картера, который использовался на прак­тике в основном для быстрого поиска нейтрали. Обновлённый Иж-56. Новый облик ИЖ-56 соответствовал мотоциклетной моде середины 1950-х го­дов. Тогда мировые производители стремились приблизить двухколёсную ма­шину по комфорту к четырёхколёсному собрату, максимально закрывая узлы и детали облицовками, защищающими водителя и пассажира от летящей из-под колёс грязи и потёков масла. На ИЖ-56 новому стилю соответствовали глубокие крылья, кожухи карбюратора и большие боковые ящики, в которых располагались аккумулятор и комплект инструмента. Через некоторое время на ИЖ-56, как и задумывалось изначально, появилось цельное сдвоенное сиденье, которое повысило комфорт и стало последним штрихом в создании эстетичной внешности. В целом у ижевских конструкторов получился вполне современный по тем временам мотоцикл, красивый и гармоничный. После преодоления неизбежных «детских болезней» ИЖ-56 заслужил репутацию надёжной и выносливой маши­ны. Его конструкция стала основой для всех последующих ижевских мотоциклов семейства «Планета». РОЖДЕНИЕ «ПЛАНЕТЫ» ИЖ-Планета 2. В 1957 году ижевские конструкторы разработали новую модель - ИЖ-58. Со­хранив в основном ходовую часть ИЖ-56, мотоцикл получил совершенно новый двигатель - двухцилиндровый, двухтактный, рабочим объёмом 347 см3 и мощно­стью 18 л. с. К сожалению, на Ижевском машиностроительном заводе не было свободных площадей для производства этого мотора, и освоить его удалось лишь в 1961 году - на соседнем Ижевском механическом заводе. Но все эти годы конструкторы не сидели сложа руки. Для новой двухцилиндровой модели, получившей к тому времени имя «ИЖ-Юпитер», они подготовили множество изменений и ходовой части, и дизайна. А в 1962 году внедрили все эти новшества и в конструкцию одноцилиндровой модели, получившей название «ИЖ-Планета». Чем же отличалась первая «Планета» от ИЖ-56? Внешне обращали на себя внимание новые крылья. Переднее, более глубокой формы, теперь крепилось к нижней траверсе, увеличивая зазор между крылом и колесом. Заднее крыло делали за одно целое с корпусом сдвоенного седла - раздельные сёдла ушли в прошлое. Новая фара, хоть и меньшая по размеру, лучше освещала дорогу. Ём­кость бензобака возросла с 15 до 18 литров. Вместо троса тормоз заднего колеса приводился тягой, а спидометр получил привод от переднего колеса. А вскоре мотоцикл стали оснащать воздухоочистителем контактно-масляного типа, повысившие степень очистки с 62% до 97%. Ижевские мотоциклы получили и новые боковые прицепы модели БП-62. Кузов коляски не только отличался современным модным обликом, но и стал просторнее внутри. На крыле появился стоп-сигнал, а ветровое стекло теперь откидывалось с частью капота, облегчая посадку пассажира. При необходимо­сти перевезти большой груз подушка сиденья вместе со спинкой вынимались из кузова. За счёт расширения колеи на 140 мм улучшилась устойчивость мотоцикла. Колёса бокового прицепа и мотоцикла стали взаимозаменяемыми. Боковой прицеп БП-62. Сейчас это кажется необычным, но тогда основная роль «колясочного» мото­цикла отводилась «Юпитеру»: большая их часть поступала в продажу в комплекте с боковым прицепом. «Планета» же рассматривалась как мотоцикл-одиночка. Это связано с тем, что первое поколение двухцилиндровых двигателей обладало хорошей тягой на малых и средних оборотах, справляясь с транспортировкой бо­кового прицепа не хуже одноцилиндрового собрата. Да и разрыв в мощности - 18 л. с. против 13 - был солидным. ОТ ПЕРВОЙ КО ВТОРОЙ В начале 60-х годов ижевские конструкторы работали над Мотоциклом нового поколения - моделью ИЖ-555 с 500-кубовым двухцилиндровым двухтактным двигателем. Но вскоре руководству завода дали понять, что средств, необходимых для постанов­ки на производство этой революционной машины, предприятие не по­лучит. Конструкторам не оставалось ничего иного, как заняться неспешным совершенствованием серийной продукции - позже этот процесс по­лучит меткое название «Тихая эволюция». Иж-555. В 1965 году на конвейер встали модернизированные модели «ИЖ-Пла­нета 2» и «ИЖ-Юпитер 2». Внешне эти машины отличались улучшенной отделкой: окрашенные глушители и обода колёс уступили место хроми­рованным, крышки картера стали полировать, а кожух карбюратора окрашивать эмалью. Изменилась конструкция колёс: архаичные фетровые сальники уступили место резиновым, что вдвое повысило срок службы под­шипников. У «Планеты 2» мощность двигателя выросла с 13 до 15,5 л. с. благодаря повышению степени сжа­тия и применению нового карбюратор К-36Ж с увеличенным до 27 мм диаметром диффузора. Карбюратор К-36Ж. К сожалению, такой скромный объём модернизации совершенно не соответствовал бурному развитию конструкции мотоциклов за рубежом. Начиная с этого периода наступает медленное, но неумолимое отставание серийных мотоциклов Ижевско­го машиностроительного завода от мирового уровня, превратившееся впоследствии в непреодолимую пропасть.