Женщина «имеет право быть красивой и пользоваться косметикой», — так писали в XIX веке. Уже ушла в прошлое эпоха ампир с ее естественностью. Теперь светская дама подчеркивает свое очарование не только одеждой.
Самое время нам, любопытным, заглянуть в дамскую ванную комнату того времени, где на полочках стоит бессчетное количество всевозможных баночек, бутылочек и других интересных предметов.
Среди них обязательно была пудреница.
Пудрой, розовой водой, духами могла пользоваться «взрослая» мадам, а вот молоденькая мадемуазель категорически нет. По правилам приличия юным девушкам запахи были противопоказаны, а пудриться разрешалось только на первый бал. Пудру готовили на основе крахмала с добавлением талька. Удивительно, что долгое время она была только белого или розового цвета.
Впервые пудру телесного цвета догадалась сделать Эсте Лаудер.
Возможно, мы с вами задумались бы, увидев среди флакончиков такие, у которых пробка не стеклянная, а деревянная или металлическая. Однако все просто: это нюхательные соли, в составе которых был нашатырный спирт и эфирные масла.
В XVIII веке парфюмерию чаще всего продавали «куаферы» — парикмахеры. Это было удобно, но не всем. Например, дамы часто вызывали мастеров на дом. Поэтому парфюмерную продукцию предлагали в том числе модные лавки, а позже — парфюмерные магазины.
В конце XIX века косметику и парфюмерию преимущественно готовили аптеки, которые жестко конкурировали между собой: каждая имела собственные рецепты приготовления крема, помады, зубного порошка...
И духов!
Именно из « вольных аптек» петровского времени постепенно выросли парфюмерные производства. К тому же в Россию с удовольствием приезжали европейские парфюмеры — конкуренция здесь была ниже в разы!
Флакончик духов или одеколона «Брокар и Ко» на полочке в ванной комнате говорил о том, что дама имеет отличный вкус и умеет экономить семейный бюджет.
Эта парфюмерия была дешевле французской, а о качестве говорило дарованное Генриху Брокару великой княжной Марией Александровной (дочерью Александра II) звание Поставщика Ее Императорского Высочества и многочисленные награды на промышленных выставках.
Духи «Любимый букет императрицы», сделанные на фабрике Брокара к 300-летию Дома Романовых, всего через 13 лет стали называться «Красная Москва», а сама фабрика после национализации — «Новая Заря».
В XIX веке осталось еще много интересного! Продолжим удовлетворять наше любопытство в следующий раз.
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»