Найти в Дзене
Модная канитель

Парфюмерия и косметика века XIX

Женщина «имеет право быть красивой и пользоваться косметикой», — так писали в XIX веке. Уже ушла в прошлое эпоха ампир с ее естественностью. Теперь светская дама подчеркивает свое очарование не только одеждой.

Самое время нам, любопытным, заглянуть в дамскую ванную комнату того времени, где на полочках стоит бессчетное количество всевозможных баночек, бутылочек и других интересных предметов.

-2

Среди них обязательно была пудреница.

Пудрой, розовой водой, духами могла пользоваться «взрослая» мадам, а вот молоденькая мадемуазель категорически нет. По правилам приличия юным девушкам запахи были противопоказаны, а пудриться разрешалось только на первый бал. Пудру готовили на основе крахмала с добавлением талька. Удивительно, что долгое время она была только белого или розового цвета.

Впервые пудру телесного цвета догадалась сделать Эсте Лаудер.
Пудреница и два парфюмерных флакона. Конец XIX в
Пудреница и два парфюмерных флакона. Конец XIX в
Пудреницы. Слева — начало XX в, справа — конец XIX в
Пудреницы. Слева — начало XX в, справа — конец XIX в

Возможно, мы с вами задумались бы, увидев среди флакончиков такие, у которых пробка не стеклянная, а деревянная или металлическая. Однако все просто: это нюхательные соли, в составе которых был нашатырный спирт и эфирные масла.

В XVIII веке парфюмерию чаще всего продавали «куаферы» — парикмахеры. Это было удобно, но не всем. Например, дамы часто вызывали мастеров на дом. Поэтому парфюмерную продукцию предлагали в том числе модные лавки, а позже — парфюмерные магазины.

В конце XIX века косметику и парфюмерию преимущественно готовили аптеки, которые жестко конкурировали между собой: каждая имела собственные рецепты приготовления крема, помады, зубного порошка...

-5

И духов!

Именно из « вольных аптек» петровского времени постепенно выросли парфюмерные производства. К тому же в Россию с удовольствием приезжали европейские парфюмеры — конкуренция здесь была ниже в разы!

-6

Флакончик духов или одеколона «Брокар и Ко» на полочке в ванной комнате говорил о том, что дама имеет отличный вкус и умеет экономить семейный бюджет.

Эта парфюмерия была дешевле французской, а о качестве говорило дарованное Генриху Брокару великой княжной Марией Александровной (дочерью Александра II) звание Поставщика Ее Императорского Высочества и многочисленные награды на промышленных выставках.

-7

Духи «Любимый букет императрицы», сделанные на фабрике Брокара к 300-летию Дома Романовых, всего через 13 лет стали называться «Красная Москва», а сама фабрика после национализации — «Новая Заря».

Витрина «Красная Москва». Источник https://anastgal.livejournal.com/1059113.html
Витрина «Красная Москва». Источник https://anastgal.livejournal.com/1059113.html

В XIX веке осталось еще много интересного! Продолжим удовлетворять наше любопытство в следующий раз.

Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»