В 2021 году закрылся последний магазин компании Burton. Как говорят в плохих некрологах, «ушла эпоха».
Компания Монтегю Бёртона начала работу в 1903 году, на пике славы у Бертона было 600 магазинов. В 1921 году он открыл в Лидсе крупнейшую в мире (!) фабрику, на которой работало 10 тысяч человек, в основном женщин, шивших 30 тысяч костюмов в неделю. Монтегю Бёртон открыл также первую в Европе фабрику с кондиционированием воздуха в производственных помещениях и огромной столовой. Страховка его рабочих предоставляла все медицинское обслуживание, включая стоматолога, окулиста, мануального терапевта и солярий на фабрике.
Но самое главное, за что Монтегю Бёртон и его компания попали в легенды мужского стиля - он дал мужчинам костюм, равный по качеству сшитому на заказ, но гораздо дешевле. То есть фактически создал то самое прет-а-порте, которым мы привычно пользуемся сегодня.
В 1885 году в Российской империи, там где сейчас находится Литва, в деревне родился мальчик. Чуть не написал «крещёный» под именем, но нет. Его звали Моше Довид Осинский, будущий рыцарь Британской империи, отказавшийся от поста лорд-мэра Лидса, крупнейший благотворитель, учредитель кафедр в семи университетах Британии и Иерусалима.
В 15 лет пацан эмигрировал в Британию, а в 18 лет занял у родни 100 фунтов стерлингов и в 1903 году заработала его ткацкая компания Cross Tailoring Company. Из которой все и выросло. В 1910 году он получил британское подданство и имя Моррис (в Монтегю переименовался после рождения детей, не знаю почему), в 1913 году у него было 5 магазинов, в 1914 году - 14; а в 1919 - 36 магазинов.
Идеей Бертона ещё с малолетства было дать обычному мужчине костюмы как у богачей. И он эту идею воплотил. Компания Бертона провела огромную статистическую работу, итоги которой были опубликованы в 50 - е годы. Среднестатистический мужчина, по этим данным, имеет рост 175 см, немного сутуловат, объём груди 95 см, талии 87 см, длина рук 80 см, ног 77 см.... и тд ещё куча параметров. Под них и шилось огромное количество костюмов Бертона, которые скрывали недостатки фигуры, так же как заказные, но стоили дёшево. Бёртон требовал продавать костюмы стоимостью 5 гиней за 55 шиллингов. И продавал! Это стадо возможным не только благодаря концентрации огромных мощностей, но и тотальному крайне жесткому контролю за всеми этапами производства. В Бёртон смогли отказаться от посредников, сильно снизив тем самым себестоимость. Благодаря фирме Бертона каждый мужчина может позволить себе хорошо одеваться, писали в рекламе 1939 года.
Но одежда Бертона не была однообразной, наоборот, она поражала своим разнообразием. Сам Бёртон ещё в 20 х годах говорил, что «благодаря современным способам шитья мужчины могут позволить себе совершенно другие костюмы и выбор стал шире, а значит скоро очень многие будут хорошо одеваться. А опрятный гражданин красит общество».
На фабриках Бертона труд портных и других производственников был разделён, организован таким образом, чтобы выполнить его требование «костюм должен быть пошит и доставлен заказчику ровно за одну неделю». Именно Бёртон ввёл вертикальную интеграцию, подвергнув весь процесс от индпошива до массового производства и доставки строжайшему контролю качества, соблюдения технологии и сроков. Если вспомнить, что Бёртон смог полностью избавиться от посредников, то можно сказать, что он совершил революцию. Каждая ткань, каждый готовый костюм проходили строжайшую проверку, в том числе на воздействия трения и солнечного света. Подкладку рукавов вымачивали в растворе, который сам Бёртон назвал «эквивалентным поту, выделяемому обычным мужчиной, около двух с половиной часов простоявшим на жаре».
В Первую и Вторую Мировую войну четверть британских солдат были одеты в форму от Бёртон. В конце второй мировой Бертон обеспечил треть демобилизовавшихся солдат костюмами-тройками «Фулл Монти», чтобы солдаты могли вернуться к гражданской жизни. Позже выражение «Фулл Монти» стало заначить что то вроде «все, что угодно». К 50-м годам в «бертон» ежедневно одевался каждый пятый британский мужчина и эта одежда плотно стала частью социальной культуры страны. В 1966 году компания пошила костюмы для сборной Англии, которая тогда стала чемпионом мира по футболу.
Правда, к этому времени прет-а-порте уже продавали по всему миру. Спасибо сэру Монтегю Бертону, простому еврейскому мальчику из России.
А в 2021 году закрылся, повторю, их последний магазин. Зик транзит глория мунди. Хотя, говорят, онлайн они ещё торгуют.
На фотках знаменитые рекламные каталоги Burton с 40 по 70-е годы