На современном этапе в связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации воспитанников, развитие личности детей дошкольного возраста.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают процесс взаимодействия педагога с детьми ориентированный на интересы и возможности каждого ребенка.
Одной из форм такого взаимодействия является проведение тематических дней. Тематический день – организация практико-ориентированного коллективно-творческого дела по актуальной, интересующей, востребованной, продуманной, не безразличной теме в первую очередь участникам дня и его зрителям».
Идея тематического дня: погружение детей в тему, которая позволяет объединить детей в деятельности.
Виды деятельности при проведении тематических дней: игра; общение со взрослыми и сверстниками; экспериментирование; познавательно-исследовательская; изобразительная; проектная; художественно-театральная деятельность; элементарный бытовой труд.
Тематические дни, как форма взаимодействия детей и взрослых, позволяют детям дать возможность: для свободного выбора детьми деятельности; для практических действий; формирования основных навыков; развития мыслительных функций; выражения своих чувств и мыслей.
Ценность тематических дней заключается в следующем:
- являясь необычными по форме, они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать общечеловеческие ценности;
- дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности.
Необходимые условия для проведения тематических дней:
- Идея.
- Цель.
- Задачи.
- Категория воспитанников.
- Время и место.
- Содержание.
- Результат.
- План подготовки.
- План проведения.
- Сценарии проведения.
- Изюминка дела.
- Финал.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что построение образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно-тематическом принципе.
По рекомендациям программы «От рождения до школы», при планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели. В разных возрастных группах вводятся похожие тематические недели и дни. Это служит систематизации и углублению знаний, а также преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства.
Примерная тематика тематических дней (итоговые по разделу или теме) рекомендуемые к проведению в детском саду: «День Знаний»; «День здоровья»; «День народного единства«Что нам осень принесла?»; »; «День матери»; «День прощания с елкой»; «День игры»; «День театра»; «День зимних забав»; «День защитников отечества»; «Мамин день»; «Весна – красна»; «День победы»; «День защиты детей».
Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности.
При проведении тематических дней каждый педагог может проявить свое творчество, видение, опираясь на уровень знаний и умений детей своей группы, внося приемы индивидуально – дифференцированного подхода.
Подводя итог можно сказать, что организация образовательного процесса в форме тематических дней - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует их личностному развитию.