Всем привет! Вот и подъехали новинки, и среди них удалось отобрать троих кандидатов на ваше внимание - если быть точнее, двоих. О третьем рассказываю обзорно и из-за уважения к авторам. Итак, сегодня один серьезный фильм с большим замахом от режиссера, который, видимо, зря сменил жанр мелодрамы на хоррор, компактное инди-кино, которое сработало на регресс и неспешный триллер о семейных тайнах с Андреа Райзборро.
Проклятые
Если вы хоть раз смотрели фильмы о цыганском проклятии, то, наверное, подумывали о том, что тема эта не заезженная, и фильмов об этом снято немного. Вот и режиссер Шон Эллис, судя по всему, так подумал и выбрал для своего нового творения эту тему. Вот только он не остановился на этом - так что пирогов для похудания здесь не будет - а решил притянуть к сюжету и другие темы.
В общем-то, если поискать по тегу "фильмы о цыганском проклятии", среди первых как раз будет фильм Эллиса, так что он всё верно рассчитал. Есть ещё жутковатый "Затащи меня в ад" Рейми, а вот о "Худеющем" с тем самым пирогом позабыли - чаще фигурирует "Доктор Сон", что весьма сомнительно.
Итак, фильм начинается с кадров военного боя, в ходе которого один из солдат получает серьезное ранение. Вот только кроме обычных пуль доктора извлекают из его тела серебряный конус. Далее мы переносимся не десятки лет назад, когда и происходит основная сюжетная линия.
Барон Шеймус Лоран живёт и поживает своей обычной жизнью барона - владеет землями, выдает распоряжения и заботится в меру сил о своих подопечных. Его человеколюбия хватает на то, что он позволяет своим детям играть с обычными крестьянскими детьми, но вот когда на его земли вторгаются цыгане, он не намерен мириться. Впрочем, цыгане тоже - ведь оказывается, что земли, которыми владеет Шеймус, принадлежат им, так что барону приходится принять радикальные меры.
На местах радикальные меры становятся чудовищными, но когда табор истребляют одна цыганка успевает наложить на барона проклятие. Почему-то это проклятие непременно связано с серебряной челюстью, отлитой из серебра, да непростого - это серебро, в которое превратили те самые сребреники Иуды. Вот тут уже начинаются вопросы - зачем Эллису понадобилось затрагивать эту тему. Одно дело сериал Иглесиа - там раскрывается множество тем. Здесь же это как-то просто теряется в повествовании.
Итак, детям барона, и не только им, начинают сниться жуткие кошмары, и в итоге ребята откапывают эти самые челюсти, которыми один кусает другого. Сын барона пропадает, и вскоре в поселении начинают появляться жертвы. К расследованию привлекают забредшего в эти края патологоанатома Макбрайда, который утверждает, что всё это каким-то образом связано с жеводанским зверем (тот, о котором был снят фильм "Братство волка"), а сам Макбрайд, оказывается, идёт по его следу.
С одной стороны, Эллис, выстреливший в 2005 году неплохим инди-фильмом "Сдача", попытался подтянуть несколько не слишком заезженных тем и построить на них сюжет. С другой стороны, раскрытие этих тем хромает, а из связь остаётся загадкой, кажется, и для самого автора. В фильме есть неплохие скримеры и выдержанная атмосфера, но темп неровный, а хронометража недостает для погружения в историю.
Герои тоже выглядят несколько плоскими, в том числе и главный персонаж Макбрайд, а их истории раскрываются слабо. К технической стороне претензий нет, но интересные решения тонут в общей неразберихе и суете. Возникло ощущение, что Эллис сам толком не определился, какое кино он хотел снимать. В фильме есть и плюсы, и ознакомиться с ним стоит, хотя бы из-за самобытности, но, в итоге, пирог из "Худеющего" выигрывает.
Хэллбендер
Если вы посмотрели на представленный кадр и подумали, что фильм повествует о блэк-металл группе или что кто-то решил поконкурировать с недавно вышедшей "Студия 666", то вы ошиблись. Эти сцены имеют мало отношения к основному сюжету фильма, впрочем, там всё имеет посредственное отношение к сюжету, если о нем можно серьезно говорить.
Именно об этой картине во вступлении я написал, что дам обзор в дань уважения авторам, но советовать не буду. Если вы посмотрите фильм, то, наверное, не раз зададитесь вопросом "а что, собственно, происходит?". И это не удивительно. Даже если вы большой любитель инди-кино, то вряд ли это что-то сильно поменяет.
Впрочем, если вы большой ценитель подобного жанра, скорее всего, авторы для вас в представлении не нуждаются, а сам фильм вы ждали с нетерпением. И тут тоже нет ничего странного - после сумевшего удивить "Чем глубже копаешь" 2019 года, ставить на команду Адамсов хотелось.
Итак, перед нами честно независимое кино, и более того - семейное кино. Но не в том смысле, что его нужно смотреть всей семьёй (категорически не нужно этого делать) - просто его авторы это семья. Исполнители главных ролей, режиссеры, продюсеры, авторы сценария, гримёры, художники, операторы и авторы саундтрека - это семейная чета Джон Адамс и Тоби Поузер и их дочь Зельда Адамс. И, да, они действительно играют свои композиции в фильме.
Впечатляет, правда? Особенно, это впечатлило после "Чем глубже копаешь", который при всей своей низкобюджетности и некоторых сомнительных ходах, предложил несколько оригинальных технических и визуальных решений на-грани-фолла и неплохой сюжетный твист, а в дополнение - верный темп и неплохие актерские работы.
Вот только авторы пошли прямо противоположным путём относительно того, что от них ждали. Надежды на сохранение самобытности и подтягивание техники и работы над сюжетом разбились о громкое слово "Хэллбендер". Кстати, так называется группа в которой играют главные героини - мать и дочь.
Если в "Чем глубже копаешь" семейная драма с умеренным налетом мистики имела глубину и психологизм, то "Хэллбендер" предлагает нам плосковатый гипертрофированный взгляд на типичную ситуацию попытки родителя удержать дитя от ошибок своей молодости. Мать держит Иззи в ежовых рукавицах, не позволяя выходить за пределы их владений, и предлагает ей вместо всего мира общение с ней самой и развлечение в виде совместного музицирования. Дочь, конечно, сбегает, находит себе подругу, только вот проснувшиеся в ней гены запускают цепь жутких последствий. Повторюсь, найти мораль в фильме можно, но зачем этой морали такая оболочка - сложно сказать.
"Чем глубже копаешь" был размеренным и многим показался бы скучным, но эта размеренность работала на атмосферу. Здесь, в "Хэллбендере" этого нет - фильм состоит из обрывочных сцен, всё скомкано и подано как попало. Касаемо визуальных решений та же история. Предыдущий фильм Адамсов содержал несколько сцен, которые, несмотря на непрофессиональное исполнение, цепляли и смотрелись свежо, то здесь семейство ударилось в аляповатые сумбурные коллажи, которые вызывают скорее недоумение, чем восторг. К сожалению, Адамсы пошли немного не в ту сторону - будто нарочито сражаясь с профессиональным кино, они отказались от развития в пользу игры в "инди-кино", которое, по мнению авторов, видимо должно быть максимально странным и местами отталкивающим. Но есть хорошие инди-хорроры - например, "Ублюдок", недавний "Сатор" или тот же "Чем глубже копаешь". "Хэллбендер" же сыграл в регресс - всё это выглядит, как техническая демонстрация возможностей семейства и реклама из разносторонних талантов. А жаль.
Дежавю
Если есть актеры, на которых удается построить фильм, а такие актеры есть, то Андреа Райзборро, пожалуй, входит в их число. Любите вы её или нет, наблюдать за ней интересно и в драмах вроде "Дисконнект" или "Бердмэна", и в ужастиках, как "Затаившись" или "В чужой шкуре". Авторы размеренного триллера о семейных травмах "Дежавю" взяли это понимание на вооружение.
Впрочем, не стоит сразу отказываться от просмотра, даже если Райзборро вы не жалуете - хотя этот тихий триллер нельзя назвать новым словом в жанре, смотреть его интересно, ведь интрига в картине присутствует, и придется погадать, подтянется ли к сюжету мистика или всему объяснением будут человеческие поступки.
Понять, что Андреа - главный козырь фильма можно по вот этому постеру, который также раскрывает название фильма - дословно "Прежде здесь".
Райзборро играет мать семейства по имени Лора, которая недавно потеряла дочь в автокатастрофе. Несмотря на то, что муж Лоры Брендан и их сын Тод тоже горюют, они как-то справляются и пытаются жить дальше, и им не хватает прежней Лоры, которая недавно отказалась от продолжения курса психотерапии.
Триггером, вновь активирующим усиленные переживания Лоры, становится переезд в соседний дом семейной пары Мэри и Криса с дочерью Меган. Поначалу Лора лишь находит поверхностные сходства Меган с погибшей дочерью, но после того, как однажды Лора подвозит соседскую девочку домой и приглашает её на ужин, ситуация принимает серьезный оборот.
Меган начинает вести себя крайне странно - она просит приготовить любимое блюдо дочери Лоры, рассказывает подробности из её жизни, вспоминает места, связанные для Лоры с дочерью, а в альбоме Меган Лора находит рисунок, где она подписывает Тода как брат.
Лора не может не втянуться в пучину сомнений и начинает искать подтверждения тому, что кажется, в том числе и ей, абсолютно невозможным. Она пытается больше времени проводить с Меган, чем очень сильно напрягает не только родителей девочки, которые уже готовы выйти на открытый конфликт, но и своих сына и мужа, которые опасаются, что Лора теряет рассудок.
Как я уже говорил, фильм не предлагает шокирующих решений, но при этом пустым его назвать нельзя. За ситуацией действительно интересно наблюдать, ведь масса вещей указывает на то, чего не может быть - и в этом свете чтение Лорой книг о переселении душ не выглядит таким уж нелепым. Интрига сохраняется почти до финала, хотя некоторые наводки на разгадку всё же даются. Хороший темп и крепкая актерская игра делают "Дежавю" хорошим триллером на вечер.