Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Свежевыжатые. Три свежих хоррора 2022.

Оглавление

Всем привет! Вот и подъехали новинки, и среди них удалось отобрать троих кандидатов на ваше внимание - если быть точнее, двоих. О третьем рассказываю обзорно и из-за уважения к авторам. Итак, сегодня один серьезный фильм с большим замахом от режиссера, который, видимо, зря сменил жанр мелодрамы на хоррор, компактное инди-кино, которое сработало на регресс и неспешный триллер о семейных тайнах с Андреа Райзборро.

Проклятые

shot from "The Cursed"/2021/Sean Ellis/kinopoisk.ru
shot from "The Cursed"/2021/Sean Ellis/kinopoisk.ru

Если вы хоть раз смотрели фильмы о цыганском проклятии, то, наверное, подумывали о том, что тема эта не заезженная, и фильмов об этом снято немного. Вот и режиссер Шон Эллис, судя по всему, так подумал и выбрал для своего нового творения эту тему. Вот только он не остановился на этом - так что пирогов для похудания здесь не будет - а решил притянуть к сюжету и другие темы.

В общем-то, если поискать по тегу "фильмы о цыганском проклятии", среди первых как раз будет фильм Эллиса, так что он всё верно рассчитал. Есть ещё жутковатый "Затащи меня в ад" Рейми, а вот о "Худеющем" с тем самым пирогом позабыли - чаще фигурирует "Доктор Сон", что весьма сомнительно.

shot from "The Cursed"/2021/Sean Ellis/kinopoisk.ru
shot from "The Cursed"/2021/Sean Ellis/kinopoisk.ru

Итак, фильм начинается с кадров военного боя, в ходе которого один из солдат получает серьезное ранение. Вот только кроме обычных пуль доктора извлекают из его тела серебряный конус. Далее мы переносимся не десятки лет назад, когда и происходит основная сюжетная линия.

Барон Шеймус Лоран живёт и поживает своей обычной жизнью барона - владеет землями, выдает распоряжения и заботится в меру сил о своих подопечных. Его человеколюбия хватает на то, что он позволяет своим детям играть с обычными крестьянскими детьми, но вот когда на его земли вторгаются цыгане, он не намерен мириться. Впрочем, цыгане тоже - ведь оказывается, что земли, которыми владеет Шеймус, принадлежат им, так что барону приходится принять радикальные меры.

shot from "The Cursed"/2021/Sean Ellis/kinopoisk.ru
shot from "The Cursed"/2021/Sean Ellis/kinopoisk.ru

На местах радикальные меры становятся чудовищными, но когда табор истребляют одна цыганка успевает наложить на барона проклятие. Почему-то это проклятие непременно связано с серебряной челюстью, отлитой из серебра, да непростого - это серебро, в которое превратили те самые сребреники Иуды. Вот тут уже начинаются вопросы - зачем Эллису понадобилось затрагивать эту тему. Одно дело сериал Иглесиа - там раскрывается множество тем. Здесь же это как-то просто теряется в повествовании.

Итак, детям барона, и не только им, начинают сниться жуткие кошмары, и в итоге ребята откапывают эти самые челюсти, которыми один кусает другого. Сын барона пропадает, и вскоре в поселении начинают появляться жертвы. К расследованию привлекают забредшего в эти края патологоанатома Макбрайда, который утверждает, что всё это каким-то образом связано с жеводанским зверем (тот, о котором был снят фильм "Братство волка"), а сам Макбрайд, оказывается, идёт по его следу.

shot from "The Cursed"/2021/Sean Ellis/kinopoisk.ru
shot from "The Cursed"/2021/Sean Ellis/kinopoisk.ru

С одной стороны, Эллис, выстреливший в 2005 году неплохим инди-фильмом "Сдача", попытался подтянуть несколько не слишком заезженных тем и построить на них сюжет. С другой стороны, раскрытие этих тем хромает, а из связь остаётся загадкой, кажется, и для самого автора. В фильме есть неплохие скримеры и выдержанная атмосфера, но темп неровный, а хронометража недостает для погружения в историю.

Герои тоже выглядят несколько плоскими, в том числе и главный персонаж Макбрайд, а их истории раскрываются слабо. К технической стороне претензий нет, но интересные решения тонут в общей неразберихе и суете. Возникло ощущение, что Эллис сам толком не определился, какое кино он хотел снимать. В фильме есть и плюсы, и ознакомиться с ним стоит, хотя бы из-за самобытности, но, в итоге, пирог из "Худеющего" выигрывает.

Хэллбендер

shot from "Hellbender"/2021/John Adams/kinopoisk.ru
shot from "Hellbender"/2021/John Adams/kinopoisk.ru

Если вы посмотрели на представленный кадр и подумали, что фильм повествует о блэк-металл группе или что кто-то решил поконкурировать с недавно вышедшей "Студия 666", то вы ошиблись. Эти сцены имеют мало отношения к основному сюжету фильма, впрочем, там всё имеет посредственное отношение к сюжету, если о нем можно серьезно говорить.

Именно об этой картине во вступлении я написал, что дам обзор в дань уважения авторам, но советовать не буду. Если вы посмотрите фильм, то, наверное, не раз зададитесь вопросом "а что, собственно, происходит?". И это не удивительно. Даже если вы большой любитель инди-кино, то вряд ли это что-то сильно поменяет.

shot from "Hellbender"/2021/John Adams/kinopoisk.ru
shot from "Hellbender"/2021/John Adams/kinopoisk.ru

Впрочем, если вы большой ценитель подобного жанра, скорее всего, авторы для вас в представлении не нуждаются, а сам фильм вы ждали с нетерпением. И тут тоже нет ничего странного - после сумевшего удивить "Чем глубже копаешь" 2019 года, ставить на команду Адамсов хотелось.

Итак, перед нами честно независимое кино, и более того - семейное кино. Но не в том смысле, что его нужно смотреть всей семьёй (категорически не нужно этого делать) - просто его авторы это семья. Исполнители главных ролей, режиссеры, продюсеры, авторы сценария, гримёры, художники, операторы и авторы саундтрека - это семейная чета Джон Адамс и Тоби Поузер и их дочь Зельда Адамс. И, да, они действительно играют свои композиции в фильме.

shot from "Hellbender"/2021/John Adams/kinopoisk.ru
shot from "Hellbender"/2021/John Adams/kinopoisk.ru

Впечатляет, правда? Особенно, это впечатлило после "Чем глубже копаешь", который при всей своей низкобюджетности и некоторых сомнительных ходах, предложил несколько оригинальных технических и визуальных решений на-грани-фолла и неплохой сюжетный твист, а в дополнение - верный темп и неплохие актерские работы.

Вот только авторы пошли прямо противоположным путём относительно того, что от них ждали. Надежды на сохранение самобытности и подтягивание техники и работы над сюжетом разбились о громкое слово "Хэллбендер". Кстати, так называется группа в которой играют главные героини - мать и дочь.

shot from "Hellbender"/2021/John Adams/kinopoisk.ru
shot from "Hellbender"/2021/John Adams/kinopoisk.ru

Если в "Чем глубже копаешь" семейная драма с умеренным налетом мистики имела глубину и психологизм, то "Хэллбендер" предлагает нам плосковатый гипертрофированный взгляд на типичную ситуацию попытки родителя удержать дитя от ошибок своей молодости. Мать держит Иззи в ежовых рукавицах, не позволяя выходить за пределы их владений, и предлагает ей вместо всего мира общение с ней самой и развлечение в виде совместного музицирования. Дочь, конечно, сбегает, находит себе подругу, только вот проснувшиеся в ней гены запускают цепь жутких последствий. Повторюсь, найти мораль в фильме можно, но зачем этой морали такая оболочка - сложно сказать.

"Чем глубже копаешь" был размеренным и многим показался бы скучным, но эта размеренность работала на атмосферу. Здесь, в "Хэллбендере" этого нет - фильм состоит из обрывочных сцен, всё скомкано и подано как попало. Касаемо визуальных решений та же история. Предыдущий фильм Адамсов содержал несколько сцен, которые, несмотря на непрофессиональное исполнение, цепляли и смотрелись свежо, то здесь семейство ударилось в аляповатые сумбурные коллажи, которые вызывают скорее недоумение, чем восторг. К сожалению, Адамсы пошли немного не в ту сторону - будто нарочито сражаясь с профессиональным кино, они отказались от развития в пользу игры в "инди-кино", которое, по мнению авторов, видимо должно быть максимально странным и местами отталкивающим. Но есть хорошие инди-хорроры - например, "Ублюдок", недавний "Сатор" или тот же "Чем глубже копаешь". "Хэллбендер" же сыграл в регресс - всё это выглядит, как техническая демонстрация возможностей семейства и реклама из разносторонних талантов. А жаль.

Дежавю

shot from "Here Before"/2021/Stacey Gregg/kinopoisk.ru
shot from "Here Before"/2021/Stacey Gregg/kinopoisk.ru

Если есть актеры, на которых удается построить фильм, а такие актеры есть, то Андреа Райзборро, пожалуй, входит в их число. Любите вы её или нет, наблюдать за ней интересно и в драмах вроде "Дисконнект" или "Бердмэна", и в ужастиках, как "Затаившись" или "В чужой шкуре". Авторы размеренного триллера о семейных травмах "Дежавю" взяли это понимание на вооружение.

Впрочем, не стоит сразу отказываться от просмотра, даже если Райзборро вы не жалуете - хотя этот тихий триллер нельзя назвать новым словом в жанре, смотреть его интересно, ведь интрига в картине присутствует, и придется погадать, подтянется ли к сюжету мистика или всему объяснением будут человеческие поступки.

shot from "Here Before"/2021/Stacey Gregg/kinopoisk.ru
shot from "Here Before"/2021/Stacey Gregg/kinopoisk.ru

Понять, что Андреа - главный козырь фильма можно по вот этому постеру, который также раскрывает название фильма - дословно "Прежде здесь".

Райзборро играет мать семейства по имени Лора, которая недавно потеряла дочь в автокатастрофе. Несмотря на то, что муж Лоры Брендан и их сын Тод тоже горюют, они как-то справляются и пытаются жить дальше, и им не хватает прежней Лоры, которая недавно отказалась от продолжения курса психотерапии.

shot from "Here Before"/2021/Stacey Gregg/kinopoisk.ru
shot from "Here Before"/2021/Stacey Gregg/kinopoisk.ru

Триггером, вновь активирующим усиленные переживания Лоры, становится переезд в соседний дом семейной пары Мэри и Криса с дочерью Меган. Поначалу Лора лишь находит поверхностные сходства Меган с погибшей дочерью, но после того, как однажды Лора подвозит соседскую девочку домой и приглашает её на ужин, ситуация принимает серьезный оборот.

Меган начинает вести себя крайне странно - она просит приготовить любимое блюдо дочери Лоры, рассказывает подробности из её жизни, вспоминает места, связанные для Лоры с дочерью, а в альбоме Меган Лора находит рисунок, где она подписывает Тода как брат.

shot from "Here Before"/2021/Stacey Gregg/kinopoisk.ru
shot from "Here Before"/2021/Stacey Gregg/kinopoisk.ru

Лора не может не втянуться в пучину сомнений и начинает искать подтверждения тому, что кажется, в том числе и ей, абсолютно невозможным. Она пытается больше времени проводить с Меган, чем очень сильно напрягает не только родителей девочки, которые уже готовы выйти на открытый конфликт, но и своих сына и мужа, которые опасаются, что Лора теряет рассудок.

Как я уже говорил, фильм не предлагает шокирующих решений, но при этом пустым его назвать нельзя. За ситуацией действительно интересно наблюдать, ведь масса вещей указывает на то, чего не может быть - и в этом свете чтение Лорой книг о переселении душ не выглядит таким уж нелепым. Интрига сохраняется почти до финала, хотя некоторые наводки на разгадку всё же даются. Хороший темп и крепкая актерская игра делают "Дежавю" хорошим триллером на вечер.