Сегодня вышел текст в газете "Ведомости" о том, что Минюст отказался признать обе организации иностранными агентами по формальным признакам. Такое решение было очевидным, так как по сути своей эти организации иностранные, поэтому признавать их еще более иностранными никак не возможно. Об этом и сообщил Минюст в ответ на запрос главы Российского экологического общества Рашида Исмаилова.
Основная претензия к "зеленым" - это помехи в развитии инфраструктурных проектов. Опять же Исмаилов не уточняет, каким именно проектам мешают организации. Зато Рашид Айдынович будет требовать признания ВВФ и Гринпис нежелательными, что меня очень огорчает.
На мой взгляд, как в природе, так и в правовом поле должно быть биоразнообразие. Иностранные организации представляют международные интересы. Они действуют в рамках закона, предоставляют свою экспертизу и дают деньги на экологические проекты. Тоже самое делает Россия в других странах. Мне бы хотелось, чтобы делала, но пока это только проекты в рамках UNDP. Может еще что-то есть, но я не знаю.
Что останется?
Российские "зеленые" организации не особенно замечены в независимой экспертизе чего-либо, в анализе законодательных актов, сборе информации или помощи гражданам отстаивать свои права. Между тем, такая экспертиза нужна журналистам. Не будет Гринпис и ВВФ, у которых есть имя и репутация, что останется? Останется Всероссийского общество охраны природы (ВООП), которое возродили в прошлом году. Его возглавляет Вячеслав Фетисов, но при всем уважении он не эколог, а хоккеист. Есть Российское экологическое общество, которое возглавляет юрист Рашид Исмаилов. Если у природоохранных организаций, которых хотят убрать с рынка есть эксперты по разным направлениям, то в российских общественных организациях они не видны.
Смотрим на сайт Российского экологического общества и что видим - принял участие, посетил, посмотрел, создадут, а что сделано-то? Какая компания проведена? Где написано, на какие деньги существует РЭО? Теперь сайт ВООП. Провели "экологический диктант". Знаково! Диктант он защищает природу. Если исходить из посыла - "если не знаешь, что делать, то лучше не делать", то ВООП и РЭО его придерживаются. Много вреда не наносят, но хочется действий и позиции. По сайтам позиции не видно.
Мне не ясно, почему не работать с "зелеными" в одном поле. Я представляю себе футболистов, которые никак не могут гол забить, поэтому решили, что будут всегда писать кляузы на других, чтобы их с поля удаляли за неряшливый вид. Неинтересная будет игра. Все будут учится чему угодно, но только не забивать.
WWF начал работать в России в 1994 году. Первый проект - сохранение амурского тигра. Про то, что сделал фонд можно почитать здесь.
Greenpeace в России добился остановки БЦБК, чем спас Байкал. Может быть это мог сделать кто-то еще, но сделал Greenpeace.
Лично для меня эксперты Гринпис и ВВФ - это множество материалов, которые не были бы написаны. Это один из выпусков журнала "Экология и право" Беллоны, посвященный экологической открытости. Поездки в заповедники и помощь в расследованиях. Если тебе надо ехать в удаленный уголок страны, то первым делом надо звонить в ВВФ или Гринпис, потому что ни там уже были:) Расскажут, как ехать, где взять машину, какая будет связь, кто может встретить.
А еще это упрямый руководитель климатической программы Гринпис Василий Яблоков, который до последнего следил за климатическими переговорами в Глазго. В дополнительный день, когда уже хотелось не ходить по однообразным коридорам, а ходим по Эдинбургу. Вася сидел на переговорах и сообщал, что происходит. Чтобы мы делали без руководителя программы по климату и энергетике ВВФ Алексея Кокорина. Мы - это русскоязычные журналисты. Каждый переговорный день мы собирались днем, чтобы Алексей рассказал нам, что происходит на переговорах, куда движется мир.