Найти тему
БизнесДром

«Жизнь» по-новому: как меняется рынок страхования жизни?

Рынок страхования жизни – драйвер всей страховой отрасли России – готовится к серьезным изменениям, которые могут в корне поменять его ландшафт.

Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра "БизнесДром", председатель комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам
Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра "БизнесДром", председатель комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам

В феврале-марте текущего года произошли существенные изменения конъюнктуры рынка, а спрос граждан на инвестиционные инструменты снизился. В этой связи рынку страхования жизни также необходимы изменения в структуре, параметрах продуктов. Вероятнее всего, в приоритете у клиентов, в силу своей специфики, будут продукты накопительного страхования жизни (НСЖ), однако их требуется актуализировать в соответствии с нынешними реалиями и изменившимся спросом. В целом ожидается переосмысление и трансформация всех продуктов страхования жизни, в том числе формата их продаж.

Сегмент страхования жизни в 2021 году принес в «общую копилку» страхового рынка более трети всех взносов. Именно собранные премии по страхованию жизни заемщиков, а также по НСЖ и инвестиционному (ИСЖ) страхованию обусловили рекорды рынка, который вырос в целом в прошлом году, по оценкам ВСС, до 1,8 трлн рублей. При этом на добровольное (некредитное) страхование жизни пришлось более 20% всех премий. В этом году темпы роста будут значительно ниже в связи с замедлением розничного кредитования и ипотеки вслед за ужесточением денежно-кредитной политики Банка России, давлением ставок по кредитам, а также ввиду регуляторных и законодательных новаций. Вероятнее всего сейчас темпы роста НСЖ будут выше, чем ИСЖ.

Еще в прошлом году Минфин разработал законопроект, вводящий в обиход новый продукт – долевое страхование жизни (аналог распространенного в Европе и США unit-linked). При этом в министерстве решили, что в России ДСЖ будет единственным страховым продуктом с инвестиционной составляющей, а существующие накопительное и инвестиционное страхование нужно вывести с рынка. Страховое сообщество выступило против этой нормы, поскольку она бы предусматривала полную перестройку имеющихся продуктовых линеек. После нескольких раундов переговоров, в которых принял участие и Банк России, Минфин смягчил свою позицию.

Компромиссом стало решение допустить до рынка страховых инвестиционных продуктов только квалифицированных инвесторов. Как стало известно в середине февраля, соответствующий законопроект разработал Банк России. По аналогии с фондовым рынком, предусматривается прохождение процедуры тестирования неквалифицированным инвестором перед приобретением таких полисов.

Одновременно регулятор намерен внести изменения в существующие стандарты добровольного страхования жизни. То есть прямо указать для страховщиков конкретные минимальные параметры таких продуктов. В частности, страховщики будут обязаны предусмотреть защиту капитала и вмененную доходность по любому договору ИСЖ и краткосрочному НСЖ, потребитель сможет расторгнуть договор до уплаты третьего взноса безо всяких потерь (сегодня действуют так называемые выкупные суммы, которые могут составлять и 0% от взносов) и так далее.

Предполагается строго регламентировать и правила продажи инвестиционного страхования. Как заявил первый зампред правления Банка России Владимир Чистюхин, эта норма «достаточно жестко ограничит страховые компании в продаже некачественных продуктов».

«Реализация законодательных изменений совпала с кардинальными геополитическими и экономическими событиями. Безусловно, эта ситуация ведет к существенным изменениям в потребительском поведении: говорить сегодня о долгосрочных накоплениях в условиях двузначной инфляции тяжело, а в ситуации неопределенности люди пересматривают свои финансовые стратегии, оптимизируя многие статьи расходов. И, возможно, именно сейчас вопросы финансовой защиты и снижения рисков от серьезных событий, связанных с жизнью и здоровьем, которые могут существенно финансово пошатнуть финансовое положение людей и их домохозяйств, выходят на первый план,» — комментирует Наталья Белова, член правления, директор по маркет-менеджменту СК «Росгосстрах Жизнь».

То, как скажутся эти законодательные и регуляторные новации на рынке страхования жизни, на продуктах, предлагаемых страховщиками и – главное – на потребителях страховых услуг, обсудили в ходе конференции «Страхование жизни: лицом к потребителю», организованной порталом Finversia.ru и аналитическим центром «БизнесДром» при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ).

Источник: Finversia