Писатель Джонатан Маберри с опаской пишет об этих существах следующее:
«…Они всегда где-то рядом, всегда ждут и всегда голодны … Священники и монахи всех религий всегда предупреждали об их опасности для человечества». Древние греки называли их ламиями и полагали, что они похищают и пожирают маленьких детей, а вавилоняне верили в существование демона женского рода — Лилиту, питающуюся детской кровью.
Хотя разные виды оборотней (духов или оживших трупов, покидающих свои могилы) известны с глубокой древности, в наши дни слово «вампиры» употребляют только в отношении тех фольклорных созданий, которые питаются кровью живых людей. Вместе с тем нельзя не отметить, что многие из ярких, харизматических особенностей, присущих вампирам, имеют литературную основу и восходят к опубликованному в 1819 г. (и ставшему весьма популярным) рассказу английского писателя и врача Джона Полидори «Вампир».
Популярности вампиров способствовал также «готический», полный ужасных подробностей роман «Дракула», написанный известным ирландским театральным деятелем и литератором Брэмом Стокером. Считается, что многие характерные особенности этого персонажа Стокер «позаимствовал» у уже существовавшего в исторической литературе прототипа, а именно румынского князя, правителя Валахии в XV в. Влада III, прославившегося своей жестокостью.
Дракула прослыл вампиром и садистом, безжалостно пытавшим и сажавшим на
кол своих противников. В XVIII и XIX вв. вера в вампиров получила в Англии настолько широкое распространение, что некоторые семьи даже раскапывали могилы тех, кого они считали вампирами, и вырезали их сердца, пытаясь предотвратить их посмертную активность и лишить способности распространять болезни и губить окружающих.
Возможно, вера в вампиров (и страх перед ними) возникла в те доисторические времена, когда наши далекие предки впервые стали задумываться над закономерностями окружающего их мира. Они замечали, как разбухают и обезображиваются тела покойников, видели кровь, вытекающую изо рта и ран, наблюда ли, как под воздействием разложения эти тела самопроизвольно извергают кровь, выделяют даже какие-то жидкости и газы (со звуками, напоминающими стоны) и т. д. Кроме того, иногда наши предки сталкивались с людьми и животными, страдавшими бешенством и водобоязнью, и эти особи часто отличались, например, повышенной чувствительностью к яркому освещению, высокой сексуальной активностью, стремлением кусать окружающих и другими особенностями поведения, что, конечно, вызывало у окружающих естественные отторжение, враждебность и т. д.
Историк Эрик Джонстон пишет по этому поводу, что «сходство славянских и европейских мифологических представлений и сюжетов о вампирах демонстрирует нам, каким образом предки пытались понять причины важнейших естественных процессов (смерть, разложение трупов, распространение болезней и т. д.) задолго до появления научно обоснованной медицины. Вера в вампиров также свидетельствует о том, что даже в современных и христианских сообществах продолжают сохраняться беспокойство и чувство тревоги, связанные с той зыбкой границей, которая отделяет людей от животных».
Отрывок из книги Клиффорда Пиковера «По ту сторону жизни. 100 историй о смерти через призму времени, науки и искусства»: http://pilotlz.ru/books/309/10120/