Когда наш сын только родился, я не знала, что это такое, у меня были только базовые знания о психологии и физиологии "обычных детей". И много-много шока. Шока не только у меня, но и у всей моей семьи.
Через какое-то время я чудом наткнулась на статью Сирзов и... В каждой строчке, в каждом слове чувствовала захватывающее узнавание. Хотелось плакать и кричать, что вот же, вот же про него, почему мне никто не сказал?! Почему я одна со всем этим?!
Пожалуй, самое дурацкое в такой ситуации – это непонимание окружающих: врачей, мимокрокодилов и т.д. Энергия мамы в общении с таким ребенком (какой бы ни была огромной любовь) тратится в разы больше, чем в случаях с другими людьми (и опыт многодетных родителей, которые могут сравнить «обычного» и «требовательного» ребенка это подтверждает). И тем, кто не сталкивался с такими детьми, абсолютно непонятно состояние родителя.
High needs baby
Оказалось, в шведской и американской медицине выделяют такое понятие как high needs baby – ребенок с повышенными потребностями. Такой ребенок не считается нездоровым и нуждающимся в каком-то специальном уходе или коррекции. Но вот для психики родителей это полный ад, физическое и моральное истощение, ментальные болезни.
Может быть, кому-то поможет держаться мысль, что такие дети вырастают нормальными. Могут добиваться успехов и ничем не отличаться от других людей. Этот период проходит.
В первые года четыре я и надеяться не могла ни на какую нормализацию ситуации. Я была уверена, что нас ждёт коррекционная школа и всякие пространства для особых детей. Особенно когда неквалифицированные педагоги, с которыми я консультировалась, именно это нам и пророчили, и выгоняли моего ребёнка с занятий, т.к. с ним "невозможно" их вести.🤦♀️
Когда нашему сыну было 3,5, мы искали логопеда, и нашли вроде подходящего специалиста, занятия велись при школе, в которую мы в будущем хотели бы попасть. Атмосфера там была какая-то жёсткая, логопед много внимания уделяла дисциплине.
В 3,5 года.
Дисциплине.
И после первого же занятия наговорила мне такого, что я потом просто отвела сына на площадку, села на камушек и тихо рыдала. Наверное, все соседи видели и думали непонятно что, но у меня мир рушился в тот момент. Окончательно. Та логопед сказала, что он никогда не будет говорить, никогда не попадёт в обычную школу, никогда не социализируется, очень проблемный больной ребёнок, и куда вы, мамаша, смотрели так долго, почему пришли развиваться, когда уже слишком поздно.
Эти слова отлично вписались в картину мира моей депрессии: я и так всё своё материнство что-то подобное чувствовала, что всё не в порядке, что ничего хорошего не будет. Ничего хорошего в моей жизни уже не будет никогда. Это абсолютно не было правдой, это было просто типичным симптомом депрессии, но я тогда об этом не знала.⠀
На нашей детской площадке в тот момент часто гуляла измождённая девушка с совершенно неуправляемым больным ребёнком дет двенадцати. Я смотрела на неё и видела своё будущее.
Я всего раз об этом писала прежде. Слишком болезненная тема.
12 характерных его черт
Так вот, чтобы выявить этого самого ребёнка с повышенными потребностями, Сирзы выделили 12 характерных его черт.
- Повышенная интенсивность реакций. Любой даже малейший дискомфорт - вопль. Любая эмоция - через край. Плакать - так до синего лица. Смеяться - так до икоты. Лезть в опасное место - так до последней нервной клетки родителя. Злиться - так до селфхарма. Истерика - такая, что ребёнок не увидит даже если ты уйдёшь, не отреагирует ни на что. Были слабые реакции на душ дома, но не каждый раз. Само по себе это неплохо, но нужно неотрывно следить, чтобы человек не убился. Каждую секунду. И наблюдая эти дикие перепады, ты просто эмоционально не вывозишь это уже через час. А приходится опекать и обслуживать эти неведомые для тебя самой детские эмоции годами.
- Повышенная активность (не СДВГ). Но очень похоже на СДВГ. Человек не в состоянии оставаться в покое. Даже кормление: съест ложку, убегает, возвращается, ест вторую, и так до конца. Посидеть в песочнице с игрушками? 15 секунд. Нам рекомендовали пеленать, но человек не успокаивался, пока не вынимал руки. Это долго, громко, мучительно. Пеленать перестали, стал спать чуть лучше. Позже нужна защита и скотч на всём. Косметика на шкафах и т.д. Такой малыш наводит хаос 24/7 и никогда не устаёт и не останавливается. Ходить (а не быстро бежать куда глаза глядят) он научился годам к пяти.
- Слив родительской энергии. Это, кстати, не кончается с возрастом. Сын и в 8-9 лет требует, когда мы проводим время вместе, моего безраздельного внимания, ежесекундной включённости. Поэтому, когда кто-то говорит, что, мол, дети дарят энергию, я не понимаю, в своём ли они уме.))
- Частое прикладывание к груди. В первые полгода человек сосал по полтора часа каждые полтора часа днём и ночью. Круглосуточно. Потом чууууть реже. Именно поэтому я жалею, что вообще ввязалась в грудное вскармливание. А уж каким адом было отлучение в 2,1 - это словами не описать. Это то, о чём говорят: "не повторять, опасно для жизни". И это нам ещё удалось к году всё-таки уговорить его на пустышку! Без неё можно было бы и вовсе не отлеплять его от груди ни на минуту.
- Неумение ждать и принимать альтернативу. Такой ребенок часто громко орет и плачет, если его потребность не удовлетворяется мгновенно. И не важно, что ты ему при этом говоришь, что предлагаешь, как расписываешь перспективы. Или "здесь и сейчас же", или дикая падучая истерика с полным выпадением из реальности на несколько часов.
"Ребенок реально истощается от постоянного крика. Но терпеливый родитель (который «В РЕСУРСЕ») постепенно сможет научить ребенка выражать свои потребности социально приемлемым способом, а затем и научить отсроченному удовлетворению потребностей. При условии выработки грамотной педагогической стратегии требовательный ребенок может стать лидером, который не следует слепо чужим идеям, а критически относится к информации и вырабатывает свою собственную точку зрения. Одна из задач родителя – научить ребенка осознавать собственные потребности и удовлетворять их без ущерба для других; уметь относиться с эмпатией к окружающим и учитывать их интересы".
И это у нас в итоге получилось! Это несложно.) Только вкладывать и ждать результатов очень долго. Не каждая мать доживёт. - Особенности сна. Не высыпают никакие нормы. Рано отказываются от дневного сна. Сон чуткий, необходимы ритуалы и т.д. Укладываешь 2 часа, спит полчаса. Сын давал нам немножко тишины только на прогулках в едущей коляске, поэтому я гуляла с ним в любую погоду 3-5-8 часов каждый день. У меня болело всё тело от этих марафонов, но только так моя психика могла получить глоток целительной тишины. Когда он перестал помещаться в коляску (в 3 года и 3 месяца примерно), дневного сна мы больше не увидели никогда.
- Неудовлетворенность. Такому ребёнку постоянно что-то не так, недостаточно хорошо, недостаточно удобно, недостаточно быстро его поняли и т.д. Все стандартные способы успокоения на нём сегодня работают, а завтра нет. И ты никогда не знаешь, что делать, чувствуешь себя никчёмным родителем, беспомощным. Сплошная тщетность.
- Непредсказуемость. Что помогло вчера, сегодня сделало только хуже, и так каждый раз. Перепады настроения. Непредсказуемые реакции как на новые вещи, так и на давно привычные. Ты реально никогда не знаешь, что случится через секунду. Это выматывало меня практически больше всего. Я люблю размеренность и планирование, а материнство меня лишило этого полностью. Совсем. только лет с 7 он научился договариваться, что вот сейчас я час позанимаюсь своими делами, а потом два часа поиграю с ним. До того - никак.
- Гиперчувствительность. Такие малыши не переносят физического дискомфорта абсолютно. Кто-то реагирует на звуки, кто-то на свет, кто-то на тактильные ощущения, кто-то на всё сразу. Кто-то очень эмоциональный, во всё вовлекающийся и впадающий, и никак невозможно отвлечь. Но тут есть и плюс: эти дети обладают большей способностью устанавливать глубокие и более близкие отношения в будущем.
- Ручной ребенок. Часто эти дети требуют постоянного ношения на руках. Часто даже слинг - это недостаточно "на руках". У сына было до года два состояния: "на руках" и "ныть, орать, синеть". На руках он, понятное дело, тоже зачастую ныл и орал, но не синел.) И даже, сидя в слинге, давал мне накраситься за две минуты. Он очень тактильный, ему всегда хочется прикасаться к близким, обнимать, обвивать,
душить.Отсюда моя затроганность, которая годами проходит маленькими шажочками. Мне вообще больше не хочется прикосновений. - Неспособность к автономности. Он не может играть один, самостоятельно засыпать. Самостоятельно засыпать он иногда не может даже сейчас, а ему уже 10 лет. Невозможность поиграть самому меня изумляла с самого начала, ведь я сама совсем не такая. Мне, наоборот, хотелось всегда играть одной, чтоб никто не лез.) А эти дети так не умеют долгие-долгие годы.
- Болезненность сепарации. Где-то лет до пяти-шести я старалась уходить из дома тихо, чтобы он не заметил. Тогда можно было избежать истерики и всей этой дичайшей тревоги от того, что я ухожу. И это при том, что у него всегда хватало значимых взрослых вокруг, с которыми он оставался, когда я уходила. Впервые уходить я начала как раз в 4 года.
Ты ни в чём не виновата
Важно понимать, что всё это - рулетка. Это абсолютно не зависит от того, как ты там вела себя во время беременности, что ела, о чём думала, как воспитала, как кормила и т.д. Важно снять с себя (а лучше и не надевать)) эту ответственность. Ребёнок с повышенными потребностями - это данность. Как блондин или брюнет. Как мальчик или девочка.
Ты ни в чём не виновата.
Ты не могла что-то сделать иначе, чтобы всего этого избежать.
А ещё - это не так уж плохо. Мне нравится вот эта цитата:
Как-то мы сравнивали характеры своих детей и тогда поняли, что дети с высокими потребностями имеют большое преимущество. Подумайте, какой ребенок получает более высокий стандарт ухода, какой ребенок получает от жизни больше всех? Детей с высокими потребностями больше берут на руки, потому что они требуют этого. Дети с высокими потребностями оказываются в самых разнообразных местах, потому что их трудно оставить с кем-то посторонним. А кто получает больше всего прикосновений, кто проводит больше времени у груди и имеет самое уютное место для сна? Эти дети летают первым классом. Чьи родители лучше всего знают своего ребенка? Чьи родители, ради выживания, выработали более творческий подход к ребенку? Правильно, угадали. Приз получают родители ребенка с высокими потребностями.
«Требовательный». Дети с высокими потребностями имеют высокий стандарт и большую силу воли, чтобы добиться того, что им нужно. Посмотрите, как двое детей тянут ручки к своим родителям, пытаясь тем самым сказать: «Возьми меня на руки». Если родители пропустили этот сигнал, более спокойный ребенок может опустить ручки и перейти к удовлетворению себя игрой. Совершенно иначе обстоит дело с ребенком, имеющим высокие потребности, который при одной только невозможной мысли о том, что родитель пропустил его сигнал, поднимет вой и будет требовать дальше, пока его не возьмут на руки.
Это не манипуляции
Поэтому будьте готовы к тому, что эта черта характера – требовательность – сделает вас мишенью для вредных советов, таких как: «Он вами манипулирует».
Жизнь наладится
Со временем они меняются.
У нашего сына это произошло в один день. Как выключатель сработал. Я до сих пор не верю до конца, что так бывает.
Выключились его истерики и постоянное нытьё.
Мне, опять же, нравится цитата:
Малыш, который много берет, впоследствии может стать ребенком, который много отдает.
Потому что это так и есть.)
Обнимаю каждую из вас.
Подписывайтесь на канал, у меня интересно.💜