18+
Был такой фильм "Клетка" с Винсом Воном и Дженнифер Лопес. Сюжет не особо важен и интересен, скорее интересна идеологическая подкладка фильма - такая явная пропаганда "коллективного разума", что именно коллектив может определять морально-нравственное направление развития человеческого разума, попросту - только то, что диктуется коллективом, производится в коллективе способно быть действительно "правильным" с позиций добра и зла. Подобная правомерность любых действий вследствие социальной приемлемости и вовлеченности большей части общества присуща и "нецивилизованным" племенам. Если использовать терминологию Эрвинга Гоффмана в книге "Поведение людей в публичных местах", то он называл это "оккультной вовлеченностью" - когда человек производит некие действия, нередко имеющие звуковое сопровождение, непонятные остальным членам общества, однако с позиций этого человека являющихся необходимыми для достижения нужных результатов или предотвращения каких-нибудь событий. Однако, как пишет Гоффман подобные "оккультные ритуалы" по мере одобрения обществом и вовлечения всего общества в воспроизводство этих ритуалов не только принимаются обществом, но становятся обязательными для подтверждения своей толерантности данной общественной группе. То есть по сути правомерным может стать любой ритуал, если он одобрен обществом, которое вовлекается в него.
В книге Кирилла Резникова "Основные инстинкты. Еда и секс в культурах разных народов" автор описывает по сути различные "оккультные ритуалы", присущие различным народам, касающиеся еды и секса. Набор ритуалов поражает разнообразием "противоестественности", например, в одном племени юноши были обязаны пить "мужское молоко" у более старших представителей племени. Подобные способы сближения поколений были в ходу и у греков: Платон описывал все преимущества подобного сближения в воспитании молодежи.
То есть по сути, если взять размышления Гоффмана о том, что вовлеченность общества в исполнение ритуалов фактически снимает возможную дисквалификацию за следование этим ритуалам в одиночку, то можно сделать вывод: каким бы "противоестественным" ритуалам ни следовало общество, они будут морально-нравственно, научно и иным образом обоснованны, если будут способствовать закреплению толерантности группе и сплочению сообщества людей. При этом неестественность ритуалов будет возрастать по мере необходимости осуществления большего контроля над сообществом.
А в связи с чем становится необходимым ужесточение контроля? Если достаточно бегло и поверхностно посмотреть на описанные Резниковым народы и ритуалы, то можно сделать вывод, что по мере разрастания сообщества людей, по мере истощения природной кормовой базы, по мере нарастания внешних ограничительных факторов, препятствующих дальнейшему развитию человеческой группы, сообщество начинает впадать в различного рода "извращения" - как способ контроля за численностью популяции в том числе. Притом эти ритуалы становятся тем более энергозатратными, чем более сообщество начинает впадать в изоляцию, чем больше начинает ощущаться тупик внешнего и внутреннего развития.
Зачатки этих тенденций видны сейчас применительно к западной цивилизации: проблема гендерной свободы и навязывание родителям и учителям гендерно-нейтрального воспитания, проблема "разнообразия" на рабочих местах, вследствие чего людей начинают нанимать из-за их принадлежности к тем или иным социальным группам, "культура отмены" - это все попытки усиления контроля, когда общество начинает подходить к тупику своего развития. В данном случае подобный тупик вызван экономической несостоятельностью либеральной модели, которая привела к истощению ресурсов и к деградации природной среды обитания человека. При том экономические возможности для поддержания этой модели, по всей видимости, исчерпаны, попытка создать "вечные" деньги путем запуска печатных станков не привела ни к чему, а только сузила возможности для безболезненного выхода из кризиса. Западная цивилизация, выстраивающая свое духовное, морально-нравственное превосходство на экономическом благополучии и стабильности, оказалась загнанной в тупик.
Подобное было в Китае и в Японии, когда внутри этих стран стал намечаться кризис развития, достижение тупика пытались переломить попытками искусственной изоляции от "варваров" и нарастанием ритуализированности во взаимодействии между членами общества. Люди становились все менее свободными в реализации своих "естественных порывов". Например, китайским девушкам перевязывали ступни, чтобы они не росли в длину, из-за чего они искривлялись, а девушка практически теряла возможность ходить. В Японии женщины чернили себе зубы и выбеливали лицо. Неудивительно, что усиление контроля сопровождается усилением разрыва между высшими и низшими классами в том числе через подобного рода "уродование" и через иные "ритуалы", служащие для демонстрации статуса. Те же тенденции присутствуют и в современном обществе: женщины используют "статусный" макияж и при помощи инъекций делают свои губы больше, добиваются выпуклых ягодиц при помощи диет и упражнений, женская красота все более устремляется в сторону фетишизации - женщина красива только если ее внешний вид служит отражением вложенных в него усилий.
А что с Россией? Ну, по уверениям Запада, даже того же Адама Смита, Россия всегда была варварской страной. Что значит в данном контексте варварство - это лишь социальное обозначение того, насколько сообщество не вовлечено в исполнение общих ритуалов для укрепления социального взаимодействия в группе, повышения лояльности внутри нее. Большинство людей в России, конечно, узнали на своем опыте, что значит "цивилизовываться" и как это происходит, по мере внедрения западной корпоративной культуры в нашей стране в 2000-х, когда появились управленцы в синих костюмах, прошедшие обучение в школах МВА. Наверное, ни один рабочий коллектив не избежал участи совместных съемок с поднятыми вверх большими пальцами в знак того, что рабочий коллектив - это одна команда. Не говоря о необходимости совместных попоек, корпоративов, выездов для посещения памятников культуры или игрищ за городом, где бухгалтеры и менеджеры стреляли друг в друга краской или передвигались по канатным дорогам. Также следует заметить, что подобные формы контроля и ритуализации присущи в первую очередь большим корпорациям - для создания единообразной корпоративной среды по сути для морального "порабощения" человека: человек постепенно утрачивает возможность для внутреннего сопротивления из-за того, что вынужден подчиняться различным правилам и интенсивности рабочих процессов. Корпорации - это по сути фабрики по воспитанию лояльных управлению людей. Однако они сами несут в себе зерно для своего саморазрушения: чем более люди заняты исполнением ритуалов, тем менее они способны решать требуемые задачи, связанные с рабочими процессами. И это одна из причин, почему развалился СССР. И это одна из причин, почему либеральная экономическая модель, потворствующая именно корпорациям в экономическом плане, потерпит крах - из-за снижения производительности людей вследствие необходимости следовать корпоративным правилам.
А что с Россией? По всей видимости, в России люди всегда пытались сопротивляться ритуализации своей жизни, погружению в исполнение навязываемых коллективом правил, этому в том числе способствовали постоянные распри с Западной Европой: каждый раз, когда наше общество вставало на "цивилизационные" рельсы, наступал период "демодернизации" общества - мы снова погружались в стихийность "естественного варварства". По сути в России не была до конца проведена "модернизация", хотя и был переломный момент в 19 веке, о чем так эмоционально живописал тот же Достоевский, изображая, например, в "Бесах" путь "морального" разложения русского нигилиста-модерниста, хотя бы в лице того же Ставрогина. Тот же Иван Карамазов, встающий перед "моральным выбором", когда он сначала хочет быть рациональным до конца, рациональность которого опирается на необходимость совершения морально-нравственного выбора в пользу справедливости в несправедливом обществе, в котором барин травит собаками крестьянского ребенка, а потом доходит, в конце концов, до иррационального "антипастырского бунта", несущего в себе лишь неповиновение и разрушение, диктуемые личными, субъективными мотивами. Не удивительно, что наши современные либералы словно участники "нигилистических" русских кружков в 19 веке сейчас уповают на необходимость совершения "морального" выбора, как тогда Иван "пытал" Алексея вопросами в трактире, при этом руководствуясь зачастую лишь личной выгодой.