Найти в Дзене

Выездные и камеральные налоговые проверки. Риски в рамках досудебного оспаривания решения налогового органа

Оглавление

Выездные и камеральные налоговые проверки. Риски в рамках досудебного оспаривания решения налогового органа.

Порядок обжалования решений, принятых налоговыми инспекциями, достаточно детально прописан в НК РФ и, на первый взгляд, не предвещает сюрпризов. Как правило, решение обжалуется в течение месяца в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС России по вашему региону) на основании п. 2 ст. 139.1 НК РФ.

Сюрприз №1

В рамках процедуры обжалования Управление имеет право по итогам рассмотрения жалобы отменить и изменить решение территориальной ИФНС (п. 3 ст. 140 НК РФ). Компании, наивно рассчитывая на принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика, не ожидают, что по результатам досудебного оспаривания получат решение вышестоящего налогового органа с большей суммой доначислений, чем в решении инспекции (п. 3 ст. 31 НК РФ).

В этой связи налогоплательщикам в рамках досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган можно рекомендовать оценивать не только возможность снижения сумм недоимки или отмены вменяемых правонарушений по итогам рассмотрения апелляционной жалобы, но и вероятность увеличения доначислений на основании материалов проверки.

А принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу, то есть его нельзя применять ко всем возможным взаимоотношениям налогоплательщика с налоговыми органами.

Сюрприз №2

НК РФ предусмотрена возможность обжаловать решение инспекции не только в управление, но и в федеральный налоговый орган (ФНС России) в течение 3-х месяцев с момента принятия решения управлением. И там тоже могут отменить, либо изменить изначальное решение инспекции.

При этом изменять и отменять решение нижестоящих органов вышестоящие могут не только в рамках процедур досудебного обжалования, но и вне их рамок (по собственной инициативе).

НК РФ не предусматривает прямого запрета на пересмотр решений нижестоящих налоговых органов, и возможность пересмотра решения реализуется как через отмену ФНС России решения управления ФНС по субъекту РФ, так и через отмену руководителем ФНС России решения заместителя.

Сюрприз №3

Результаты обжалования решения инспекции в ФНС России согласно процессуальным срокам (жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия решения по апелляционной жалобе вышестоящим налоговым органом, абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ) обычно становятся известны налогоплательщику уже после подачи заявления в суд (заявление подается также в течение трех месяцев со дня получения решения вышестоящего налогового органа по жалобе или со дня истечения срока для принятия такого решения, ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, п. 3 ст. 138, абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Если в процессе судебного обжалования решения инспекции налогоплательщик узнает, что ФНС России приняло решение в его пользу, он радостно перестает оспаривать решение в суде и заявляет отказ от иска.

И если после отказа от иска произойдет отмена решения ФНС РФ в пользу налогоплательщика (принятого заместителем) на противоположное, но уже принятое руководителем, налогоплательщик не сможет его оспорить (уже отказался от иска).

Принятие решения вышестоящим налоговым органом в вашу пользу не должно вводить налогоплательщика в заблуждение и излишне успокаивать, возможная отмена такого решения и непродуманные, поспешные действия налогоплательщика могут привести к негативным последствиям (уплате недоимки и невозможности судебного оспаривания).

#налоговые проверки #досудебное оспаривание #апелляционная жалоба #налоги