Наглядно посмотреть, как внедрялся вируса безысходности можно на многих фильмах того времени, не говоря уже про современную лживую киночернуху по данной теме. Ярким примером диверсии в Союзе стал фильм «Осенний марафон», снятый в 1979 году Георгием Данелии. Сценарий был написан Александром Володиным на основе своей пьесы «Горестная жизнь плута». Зрителей умышленно обманули, исказив финал «ужасной» киноистории. Все актёры, участвующие в съёмках фильма, оказывались в подобных любовных трагедиях и семейных проблемах.
Прежде чем ругаться по поводу гимна обречённых, выскажу пару мыслей, чтобы задать формат разбора содержания картины. Хороший фильм всегда затрагивает злободневные для большинства зрителей темы и проблемы. Наглядные примеры персонажей киноисторий позволяют раскрыть причины их проблем и показать эффективные варианты их решения.
Жертва
Андрей Бузыкин. Чем интересна история из жизни талантливого переводчика и преподавателя, в исполнении актёра Олега Басилашвили?
Весь фильм зрители наблюдают череду предательств мужчины, кого назначили жертвой. Его время и талант бесцеремонно грабят все, с кем он встречается по ходу дня.
Бузыкин не может сказать своё принципиальное мнение по кадровым вопросам в институте. Врёт как мальчик, боящийся властной матери, своей жене и любовнице. Его время забирают наглая и бездарная коллега Варвара. А также профессор Хансен, по настоянию которого, и вопреки желанию, Андрей бегает с ним по утрам. Ничего не успевающий в срок Андрей теряет позиции в издательстве.
Верхом мягкотелости Бузыкина, его неспособность сказать «нет», проявляется в отношении с соседом, слесарем Харитоновым. Спивающийся пролетарий заставляет Андрея и Хансена поучаствовать в совместной попойке, а потом тащит обоих собутыльников в лес по грибы. Добавим к этим потерям времени лекцию в ЖЭКе и «воспитание» взрослой дочери.
Пробуждение
Небольшое просветление у Бузыкина происходит после травмы ноги. Испытав боль Андрей на короткое время «просыпается», становясь наигранно принципиальным. Придя на в институт, он осаживает наглую Варвару, которой перепоручили перевод «его» писателя. Отказывает студенту-халтурщику, выпрашивающему у него зачёт. Дерзит коллеге Шершавникову, которого Андрей Петрович считает интриганом и непорядочным человеком. Пытается поставит на место соседа Харитонова, пришедшего к нему с расспросами о результатах похода в вытрезвитель.
Сценарист фильма Александр Володин Первоначально назвал свой киносценарий «Горестная жизнь плута». Однако это название не соответствует сути фильма: оно характеризует Бузыкина только лишь отрицательно, в то время как его образ гораздо сложнее. Известно, что сценарист положил в основу сюжета свою собственную жизненную ситуацию.
На КиноТренигах, с использованием подобных фильмов, участникам предлагается возможность разобраться в причины подобных проблем и создать конструктивные варианты их решений. Каким нужно стать Бузыкину, чтобы поставить Варваре ультиматум? Чтобы ещё раз обратиться к главному редактору и выполнит заказ? Высказать коллеге по работе о своём несогласии с его действиями и снова поднять кадровый вопрос на обсуждение в коллективе? Прийти к супруге слесаря и в его присутствии обсудить ситуацию, в которой он спаивает иностранца? И т.д.
Паразиты
Нина – немолодая жена Бузыкина, в исполнении актрисы Натальи Гундаревой.
Очевидно, что она женила на себе успешного человека, привязала его к себе ребёнком, использовала и, когда дочь выросла, начала «пилить». Мужчине нужна женщина, которая ему нравится, и которая его любит. Творческому человеку нужна муза, т.е. мудрая женщина, коей Нина не является. Большим потрясением для Нины стал поступок взрослой дочери, бросившей институт и вместе с мужем улетает в командировку на два года. Она боится остаться одна с Бузыкиным, потерявшему к ней интерес. Никому не нравится «мамочка» и её постоянные претензии.
Что делать? Для начала, всех бездельников и попутчиков – за борт, т.е. говорить им «нет» и никого не бояться. Сосредоточится на основной работе и делах. А дальше, наступит новый жизненный этап и «родится» новый человек…
Алла – молодая любовница Бузыкина, в исполнении актрисы Марины Неёловой.
Алла затащила в постель успешного человека и хочет завести от него ребёнка, чтобы сытно устроиться. Что видит зритель в эпизодах с Аллой? Интриги, шантаж, подставы, компрометацию, использует авторитет соседа-ветерана войны. Она постоянно крадёт его времени и проявляет не уважение к тому, что для Андрея важно и дорого, работе.
Если Андрей избавится от чувства вины и ответственности за всех, кто «садится ему на шею», а также от жуликоватой Аллы, то он будет пользоваться интересом у красивых и молодых женщин.
Варвара – коллега Бузыкина, в исполнении актрисы Галины Волчек.
Алкоголичка, паразитка и интриганка, с которой Андрей имел неосторожность познакомиться в студенческие годы. Большинство людей дружить не умеют и не доросли до уважения и благодарности. А знакомые детства и прочие случайные люди в окружении – это всё больше дополнения к личным проблемам. Мы видим, как Бузыкин проявляет двуличие. Он принципиально отказывает студенту-халтурщику, выпрашивающему у него зачёт, говоря высокопарно о высокой ответственности переводчиков, а сам выполняет работу за бездарную и ленивую Варвару.
Вирус, поражающий интеллигенцию, был создан искусственно паразитарной системой, чтобы разлагать и управлять теми, кто не разучился думать и делать выводы. Женщины в потребительском обществе, являются слабым звеном общества, а также инструментом в разложении сильных. Трагедия, или злой умысел в финале, заключается в том, что зрителей подводят к мысли о невозможности главного героя выбраться из ментальных ловушек. А это не правда. Киноискусство должно исцелять, а не калечить, показывать достойные примеры, а не создавать иллюзии безысходности.
В список мрачных заказных кинодеверсий можно добавить «Левиафана», «Дурака», и всё, где снимаются Хабики и Нагики.
Рекомендую разборы фильмов «Стиляги» и «Москва слезам не верит»:
Хороший человек должен быть злым!
Кто перевернул наш мир вверх ногами?
Что такое хорошо и почему мы живём плохо?
Как среди нас выбирают предателей
Какие причины развала СССР скрыты в фильме Стиляги?
Москва слезам не верит