В Нижнем Тагиле жильцы многоквартирных домов жалуются на неизвестных, которые ходят по квартирам и представляются сотрудниками газовых служб, коими они на самом деле не являются. Одну из таких «работниц» сняла на видео сама жительница дома. История, которую нарочно не придумаешь, случилась параллельно с намерением газовой компании реализовать государственную программу по газификации Среднего Урала.
В Нижнем Тагиле жители готовы принять за специалистов кого угодно, лишь бы поверить, что помощь в их коммунальных проблемах, наконец-то, пришла по их адресу.
Однако вызвала подозрение у жителей неосторожность мошенников. Когда у подъезда стали собираться странные люди в спецодежде «Газэкс», жительница дома позвонила в газовую компанию, где ей сообщили, что сегодня в их доме никакой проверки не планировалось.
«С верхних этажей эта предприимчивая дама уже успела собрать у доверчивых стариков по 7100 рублей. Потом она дошла до меня. Выслушав все её сказки-присказки, я тут же позвонила в «Газэкс» и полицию», — говорит жительница.
Сами виноваты?
История жителей дома в Нижнем Тагиле не нова: мошенники часто используют схему, когда под видом работников служб проникают в квартиры и дома для осуществления своих преступных планов. Злоумышленники с каждым годом придумывают всё более изощрённые способы отъёма денег у населения.
С расширением интернета и внедрением повсеместной цифровизации процесс получения данных о потребителях услуг упростился в разы. Втереться в доверие потенциальной жертвы стало проще, имея доступ к личной информации.
В целом, если не говорить о рисках попасться на удочку псевдоспециалистов ЖКХ, газификация на Урале всё же значительно ускорила темпы.
Как заявляет вышеупомянутый региональный оператор «Газэкс», социальная программа газификации на Среднем Урале вышла на стадию практической реализации и набирает обороты. А значит, есть надежда, что хотя бы в этом направлении всё пойдет по намеченному графику и не останется простора для разгульных действий мошенников.
«Цель программы – обеспечить возможность подключения всех домовладений в тех населённых пунктах, куда ранее уже проведён газ», – отметил исполнительный директор—заместитель генерального директора АО «Газэкс» по Западному округу Павел Рублёв.
В сентябре прошлого года правительство РФ утвердило правила бесплатной догазификации, затем в муниципалитетах была проделана большая работа, главный итог которой — создание перечня объектов, подключаемых к жёлтой трубе. Точнее, плана-графика, так как для каждого из 58 тысяч домовладений Свердловской области установлен конкретный срок.
«В ряде случаев газопровод проходит, что называется, под окнами, а где-то – нужно построить новый, исходя из необходимости охватить целые кварталы и даже районы. Порой есть проблемы, связанные с дефицитом пропускной способности, ведь газификация началась в Свердловской области шестьдесят лет назад, и существующих мощностей уже не хватает», — добавил Рублёв.
Именно поэтому план-график по срокам разбит на три этапа: некоторые потребители получат газ уже в этом году, часть — до конца 2024-го, третья группа — через четыре года. Последние сроки газовики называют крайними и делают всё, чтобы их сократить.
По утверждению газовщиков, проблема в реализации программы состоит в неосознанности заявителей. Дескать, получив заявку и отправив по почте проект договора заявителю, ответа газовики не получают. Почта возвращает 40–50 процентов таких невостребованных отправлений, а без подписанного договора начать работу невозможно. Многих потребителей останавливает выросшая стоимость импортного оборудования, ведь котёл, плиту, приборы учёта они приобретают за свои деньги. Однако чаще всего быстрому отклику заказчиков мешает просто нехватка знаний, отсутствие пресловутой компьютерной грамотности, опыта работы с документами. Газовикам приходится направлять договоры повторно — уже в местные администрации, заявляют специалисты.
В общем, старая песня: опять виноваты жители и заявители! Неграмотные и скупые.