Найти в Дзене

Ю. Н. Рерих. Тибетская живопись. Будды. Часть l

Будда в тибетской живописи всегда представлен в человеческом аспекте. Цвет его тела обычно золотой. На вершине головы бугор (санскр. ушниша) и в межбровье знак (санскр. урна). Его монашеское одеяние красно-коричневого цвета, правое плечо иногда остается непокрытым. Зачастую именно на тибетских танках одеяние покрывает оба плеча, грудь непокрыта.

Для образа Будды характерно также полное отсутствие орнамента.

Таков сотворенный школой Гандхары образ Будды, проникший затем во все последующие школы искусства.

В данной коллекции есть несколько полотен, представляющих Благословенного.

Танки, показанные на иллюстрациях I, II, III, IV и V, изображают Будду, окруженного шестнадцатью архатами. Прежде чем приступить к детальному описанию каждой танки, необходимо сделать краткое введение, которое поможет нам более полно понять художественное и религиозное значение произведений.

Архат — означает «достойный, заслуживающий». Этот титул присваивается членам ордена, которые достигли четвертой ступени на пути к Нирване. Архат не только обладает трансцендентальными способностями, он более не подвластен закону перерождения. Значение архатства выражено в следующей, часто встречаемой формуле: «Разрушивший узы перерождения, живший чистой жизнью, не встретит следующую». (Для дальнейшей информации см. статью «Arahant» (с. 77). Pali-English Dictionary. Pt. I (A), 1921, p. 77.).

Группа шестнадцати архатов неизвестна собственно в Индии, однако их почитание широко распространилось в Тибете и Китае. В буддийских текстах, переведенных на китайский язык около IV в., мы находим группу из четырех архатов: Пиндола, Махакашьяпа, Рахула и Кундопадхания, соответствующих четырем основным сторонам света. Эта группа четырех Великих Архатов появилась, возможно, по аналогии с четырьмя владыками — хранителями четырех сторон света. Затем, со временем, к каждому из вышеназванных четырех архатов присоединили других, доведя, таким образом, общее число до шестнадцати (Ср. S. Levi и Е. Chavannes. Les seize Arhat Protecteurs de la Loi, J.As, 1916, II, p. 273). Один из этих архатов, Пиндола, был широко почитаем в Китае. Об этом свидетельствует множество легенд, посвященных ему. Культ Пиндолы, возможно, достиг Китая морским путем в середине пятого столетия. Первое упоминание о шестнадцати архатах находится в кратком махаянском тексте, озаглавленном «Речь о продолжительности Закона, произнесенная Великим Архатом Нандимитрой» (Та A-lo-han Nan-t'i-mito- lo so shuo fa chu chi).

В этом тексте повествуется о том, как Великий Архат Нандимитра перед вхождением в Нирвану, созвал всех монахов и монахинь и поведал им о существовании шестнадцати Великих Архатов и их будущих проявлениях. Мы даем ниже краткое изложение текста вследствие его исключительной красоты.

Долг Великих Архатов хранить Закон после смерти Учителя Будды. Так как Благословенный возложил на них охранение Закона, они продлили свои жизни и остались на Земле. Каждый из архатов пребывает в определенном ему месте, скрытый от простых смертных, в тишине следя за соблюдением Закона. Когда в умах благочестивых людей возникают мысли блага или когда они осуществляют достойные поступки, тогда проявляется их работа. Когдалавший то, что должно было сделать, после теперешней своей жизни непродолжительность жизни людей в южной Джамбудвипе достигнет десяти лет, тогда придет время войн и разрушений. Закон Блага исчезнет. После этого периода наступит время, когда человек будет жить сто лет. Люди вновь устремятся к добру, и шестнадцать архатов проявят себя в мире. Они проповедуют Закон и спасут людей. Наступит время, когда человек будет жить 60 000 лет, Закон распространится по всему миру. Затем наступит время, когда человек будет жить 70 000 лет. Закон вновь исчезнет. Шестнадцать Великих Архатов со своей свитой снова проявят себя на Земле. С помощью своей магической энергии они возведут ступу, украшенную Семью Драгоценностями. Под эту ступу они заложат все останки земного тела Шакьямуни, Татхагаты, Архата, Высшего Будды. Торжественным шествием они совершат ход вокруг ступы, умащая ее благовониями и цветами. Когда архаты преисполнятся созерцательного восхищения, они вознесутся и, обращаясь к ступе, произнесут следующие слова: «Слава Благословенному, Шакье, Тат- хагате, Архату, Высшему Будде! Мы получили указ охранять Закон и творить достойные действия для блага людей и богов. Сосуд Закона наполняется, цикл причинности завершается. Сейчас мы уходим, чтобы войти в беспредельную Нирвану». Согласно последнему обету, пламя вспыхнет и примет их тела. Ступа сокроется под землей. Закон Благословенного исчезнет повсюду. Великое число пратьекабудд проявится. Затем придет время, когда продолжительность жизни человека достигнет 80 000 лет и сонм пратьекабудд, в свою очередь, войдет в Нирвану.

После этого Будда Будущего, Майтрейя, Татхагата, Архат, Самьяксамбудда явится в этом мире. Окончание текста содержит описание будущего, схожее с имеющимся в сутрах о приходе Майтрейи. Ср. Maitreya-Samiti (восточно-иранская версия), изданная Е. Leumann(Strassburg, 1919, part I, verse113 and foil.); также P. Demieville Bulletin de l'Ecole Francaise d'Extreme-Orient. XX, IV, p. 158—170). Мы намереваемся посвятить особое исследование культу Майтрейи.

Обратимся к подробному рассмотрению полотен. На танке № 1 (ил. I), (204* х 13 3/4") мы видим Благословенного среди шестнадцати Великих Архатов и двух его великих учеников, Шарипутры и Маудгальяяны, стоящих по обеим сторонам трона; напротив трона мы видим Хэшана и Дхарматалу, двух «помощников религии». Господь Будда восседает на лотосовом троне (Падмасана). Перед троном помещается Колесо Закона с различными подношениями на некоем роде алтаря. В нижних углах танки мы видим четырех владык — хранителей четырех сторон света. Обратим внимание на необычную позу Вирудхаки, владыки юга, в левом углу. Сочетание цветов — красно-желтого на зеленоватом фоне. Верхнее одеяние архатов желтого цвета с золотой вышивкой, нижнее одеяние красного цвета.

Ил. I. Будда и шестнадцать Великих Архатов
Ил. I. Будда и шестнадцать Великих Архатов

Нижеследующая схема поможет нашему описанию. Ее номера не совпадают с номерами тибетского списка архатов. Мы укажем место архатов в тибетском списке в каждом отдельном случае:

1. Архат Ангаджа (тиб. Yan-lag-'byuri). Старец с горы Ti-se (Кайласа). Его атрибуты — опахало и курильница благовоний. Он — первый в тибетском списке.

2. Бакула (тиб. Ba-ku-la). Старец, обитающий в Уттакуру, северной стране. Его атрибут — крыса, извергающая драгоценность. Он — девятый в тибетском списке. (Этот атрибут — достаточное доказательство того, что Бакула есть видоизмененное Накула, даваемое китайским списком. Накула означает на санскрите «мангуста», а также «кошель», так как кошели делались из шкурок животного.— П. Пеллио).

4. Бадхра (тиб. Bzan-po). Старец, обитающий в Ямунадвипа. Его атрибутом обычно является книга; на нашей танке он погружен в медитацию. Номер в тибетском списке — шестой.

5. Канакабхарадваджа (тиб. Bha-ra-dva-dsa gser-бап). Он обитает в Апарагодани. Изображен в медитации. Восьмой в тибетском списке.

6. Рахула (тиб. sGra-gcan 'dsin), обитающий в Приянгудвипа. Его атрибут — корона. Десятый в тибетском списке.

7. Калика (тиб. Dus-ldan). Обитает в Тамрадвипа. Его атрибутами являются две золотые подвески. Четвертый в тибетском списке.

8. Пиндолабхарадваджа (тиб. Bha-ra-dva-dsa bsod-snoms len). Обитает в Пурвавидеха. Его атрибутами являются книга и чаша. Мы уже упомянули, что этот архат широко почитаем. Ограниченный объем статьи не позволяет нам привести здесь легенды, связанные с ним*. Двенадцатый в тибетском списке.

9. Аджита (тиб. Ma-pham-pa). Обитает на горе Ушира. Он представлен в медитации, с головой, покрытой собственной верхней одеждой. Второй в тибетском списке.

10. Пантхака (тиб. Lam-bstan). Обитает на небе Траястримчас. Его атрибут — книга. Тринадцатый в тибетском списке.

11. Ванаваси (тиб. Nags-na gnas), обитающий в пещере Саптапарни. Его атрибут — опахало. Третий в тибетском списке.

12. Нагасена (тиб. kLu'i sde), обитающий на горе Випулапаршва. Его атрибуты — ваза и жезл, называемый кхакхара (тиб.'Khar-gsil). Четырнадцатый в тибетском списке.

13. Канакаватса (тиб. gSer-be'u), обитающий в Кашмире. Его атрибут — аркан. Седьмой в тибетском списке.

14. Гопака (тиб. sBed-byed), обитающий на горе Ватса. Его атрибут — книга. Пятнадцатый в тибетском списке.

15. Ваджрипутра (тиб. rDo-rje mo'i bu). Он обитает на Цейлоне (Симхаладвипа). В левой руке держит опахало, правая рука поднята. Он — пятый в тибетском списке. 15. Чудапантхака (тиб. Lam-phran-bstan), обитающий на горе Гридхракута. Он изображен в медитации. Одиннадцатый в тибетском списке.

16. Абхеда (тиб. Mi-phyed), обитающий в Гималаях. Его атрибут — ступа. Шестнадцатый в тибетском списке.

Группу шестнадцати Великих Архатов сопровождают Хэшан иДхарматала, «помощники религии» (bstan-pa'i sbyin-bdag). Они принадлежат народной религии Китая, что следует из верования, наделяющего их способностью укрощать Дракона и Тигра — общераспространенных символов даосизма. Может существовать некоторое сомнение, что они вошли в группу шестнадцати архатов в Китае и что новоутвержденная группа достигла Тибета из Китая. «Помощники религии» не считаются архатами в Тибете: это доказывают их одеяния. Упасака Дхарма (тиб. dGa-bsnen Dharma) постоянно изображается с длинными волосами, в костюме мирянина. На нашей танке он представлен стоящим с опахалом и сосудом в руках. Обратим внимание на род нити (возможно, дымок от курений, находящихся в сосуде), которая соединяет его с небольшой фигурой дхьяни-будды Амитабхи, заметной немного выше алтаря. Его излюбленное животное, тигр, находится подле него. Дхарматала, или Дхарматрата, был знаменитым ученым хинаяны, составителем Уданаварги — собрания стихов на санскрите, соответствующего палийской Дхаммападе. Хэшан — это транскрипция китайского huo-shang, которое в свою очередь восходит к санскр. упадхьяя, «наставник», через промежуточную хотанскую форму. Этот титул — простое определение монаха в китайском буддизме. В Тибете имя Хэшан применяется к китайскому монаху, пришедшему в Тибет во времена царствования царя Тисронгдецана для проповеди махаяны. Его полное имя в тибетском буддизме — Хэшан Махаяна. Он изображен на танке, держащим четки и раковину. Рядом с нимвиден играющий ребенок. Хэшан — обычный персонаж религиозных танцев, исполняемых ламами.

Полотна, представленные на ил. № 2 (23 1/4 х 16 1/4") и № 3 (23 1/4 х 16 1/4"), принадлежат к группе семи танок, изображающих Будду в кругу Великих Архатов. Центральная танка, на которой был, без сомнения, изображен сам Благословенный, отсутствует. Оба полотна хорошо исполнены. На танке № 2 мы видим архатов Канакаватсу и Чудапантхаку в сопровождении Хэшана. По отдельным деталям смотри описание танки № 1. В верхних углах мы видим Зеленую Тару и богиню Ситатапатру, в нижних углах Вирудхаку и Дхритараштру. Вирудхаку сопровождает кумб- ханда. Рядом с Дхритараштрой играющий гандхарва (школа Шигацзе).

Ил. II. Архаты
Ил. II. Архаты

На танке № 3 представлены архаты Пантхака и Абхеда в сопровождении Дхарматалы, который сидит с зонтиком в руках. В верхних углах изображены Белая Тара и богиня Ушнишавиджайя. В нижних углах мы видим Вирупакшу и Вайшравану. Нага жертвует Вирупакше раковину. Якша подносит корзину с фруктами Вайшраване.

Ил. III. Архаты
Ил. III. Архаты

Танка № 4 (ил. IV), (24 1/2 х 15 3/4") особенно интересна своим техническим исполнением. Изображение верблюда и монгольских костюмов двух человек, подносящих фрукты и цветы, наводит на мысль о восточно-тибетском происхождении танки. Стиль значительно отличается от описанных выше. По нашему мнению, танка была исполнена мастерами из Дерге. На ней представлены: Аджита, восседающий на троне; существо странного вида подносит ему фрукты; Калика, сидящий на троне, перед ним пара обуви и стол со стоящей на нем чашей; два человека, возможно, монголы, подносят ему цветы и фрукты. В верхних углах танки видны Тара и Авалокитешвара.

Ил. IV. Архаты
Ил. IV. Архаты

Мы относим танку № 5 (ил. V), (22 3/4 х 15 1/2"), в соответствии с ее стилем, к той же группе, что и танку № 4. Мы видим Благословенного, сидящего на лотосовом троне. В левой руке он держит чашу милосердия, правой совершает знак утверждения. Перед троном возвышается алтарь с Колесом Закона на нем.

Спинка трона богато орнаментирована. На ее вершине мы видим птицу Гаруду (тиб. Khyuri). Перед алтарем два божества: одно подносит Колесо Закона, другое раковину. В верхней части танки мы видим Будду будущего, Майтрейю, с двумя цветами лотоса, подпирающими сосуд с амритой; Колесо Закона и будду Дипанкару (тиб. Marme-mdsad). Благословенного Дипанкару сопровождают два великих ученика — Шарипутра и Маудгальяяна.

Ил. V. Будда со своими двумя великими учениками
Ил. V. Будда со своими двумя великими учениками

Танка № 6 (28 х 21") представляет Шакьямуни на лотосовом троне. В левой руке Будда держит чашу милосердия, правой совершает знак утверждения. Цвет тела золотой; монашеское одеяние накинуто на оба плеча, грудь непокрыта. Одеяние желтого цвета, нижняя одежда (палийск. antaravasaka) — красная с золотым орнаментом. Внутренняя сфера нимба вокруг головы — зеленая, внешняя — фиолетовая; гало, окружающее тело, — голубое и желтое, с прорезающими его золотыми лучами. Напротив трона — Колесо Закона и пруд с лотосами. Будда окружен своими восемью духовными сыновьями (neba'i sras-chen brgyad-pa). В верхней части танки представлены дхьяни-будда Амитабха, Вайдурья-раджа, Будда медицины; богиня Мэгзорма (тиб. dMag-zor-ma), грозная форма Шридеви (тиб. dPal-ldan lha-mo). Она держит чашу-капалу и размахивает булавой. Справа изображена богиня Мачиг Пал-лхамо (тиб. Ma-cig dpal lha-mo), милосердная ипостась Шридеви. Богиня держит знамя и корзину, полную фруктов.

В нижней части танки изображен Кувера, бог богатства, верхом на белом льве, держащий в руках знамя и мангуста, извергающего драгоценность; цвет тела — золотой. Данная форма Куверы, называется в Тибете zNam-sras-gser-chen. Кроме Куверы, изображены также Махакала в форме «Хранителя Шатра» (тиб. Gur-gyimgon-po), богиня Васудхара (тиб. Nor-'dsin ser-mo), шакти Куверы. Цвет богини —— золотой, она держит в своих шести руках меч, Колесо Жизни, книгу, цветок и корзину с фруктами, совершая одной из рук знак даяния.

Ил. VI. Ваджракила
Ил. VI. Ваджракила

Публикуется по: Ю. Н. Рерих. Тибетская живопись // Будды. – Самара: Агни, 2000. – 144 с.: ил. ISBN 5-89850-025-1. – С. 39-47.