Найти тему

Шарангская средняя школа Сценарий мероприятия "Поклонимся великим тем годам"

« Поклонимся великим тем годам…»

1 сцена.

( Звучит довоенная мелодия, на сцену выбегают две девушки с воздушными шарами. Затем выходит третья с букетом цветов. Они украшают сцену к выпускному.)

1дев. – Ой, девочки, как время бежит быстро. Вот и выпускной вечер!

2дев. – Удивительно! А помните 1-й класс, все были с косичками, а я коротко подстриженная, мама ругалась, но я настояла на своём.

1дев спрашивает у третей : - А ты чего молчишь? Учиться поедешь?

3дев. – Нет. Я дома останусь. Я берёзки люблю, землю. А весной так красиво, когда яблони цветут! В городе этого не увидишь.

2дев. – А знаете ,девчонки, давайте сегодня на выпускном вечере скажем всем, что встретимся через пять лет.

3дев. – Да ну, пять лет, это так долго, мы уже старушками станем.

1дев. – Нет ты посмотри на неё, уже в старушки записалась.

2дев. - А ведь это правда здорово, встретится через пять лет, посмотреть какими мы станем.

1дев. - Я обязательно замуж выйду

2дев.- А вот я учиться буду и никогда замуж не выйду.

3дев. – (подходит к окну и рассуждает) Да хватит вам девочки! Посмотрите вечер то какой, красота- то какая. Река так и искрится , как будто в розовых бликах.

1дев. – ( шутливо) Как в крови.

3 дев.– Тьфу, ты, всё испортила.

2дев. – (глядя на часы) Ой, девочки, бежать пора. Наши –то все уже, наверное, у школы собираются, а я ещё и платье не погладила.

Побежали…

(девушки убегают начинает играть вальс. На сцене появляются девушки исполняющие вальс, к ним присоединяются выпускницы, танцуют, веселятся… обрывается музыка , звучит голос Левитана Объявление войны, девушки застывают в образах. Девушки уходят со сцены.)

Музыка без слов « Вставай страна огромная..»

На сцену выходят девочки в военной форме читают прозу и стихи о начале войны.

1. Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены, с потолка посыпалась штукатурка. Рвануло где –то совсем рядом.

2. Война!!! Крикнул кто-то . и было это 22июня 1941 года в 4 часа утра по московскому времени.

2 сцена

Без объявления войны Фашистская армия вторглась на территорию Союза Советских Социалистических республик.

Наступление велось по всей границе от Черного до Балтийского морей.

3. Бомбардировкам подверглись Мурманск, Рига, Смоленск, Киев, Житомир и другие населенные пункты и города. Великая Отечественная война условно поделена на три периода и первый период начался с 22 июня 1941 года по 18 ноября 42 года.

4. В стране объявлена массовая мобилизация. Все от мала до велика встали на защиту своей родины.

( Стихи о начале войны) (выходят девочки по два человека)

1. Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света,
Столько цвета,
Что снились разве только в детских снах.

2. Той ночью птицы еле начинали

Сквозь дрёму трогать флейты и смычки,
Не ведая, что клювы хищной стаи
Идут, уже совсем недалеки.

3. На нашу милую и горделивую,

На нашу родину счастливую

На наш родимый , мирный край,

Напал фашистский негодяй!

Он осквернил всё дорогое,

Где только подлая нога ступала

Фрица – негодяя

Там пепел, смерть, и нищета.

4. Во тьме на фронт везли войска,

Детей – в далекий тыл.

И поезд ночью без гудка от станций отходил.

Тот не забудет никогда,

Хоть был он очень мал,

Как дорога была вода,

И не всегда была еда.

И как отец его тогда за счастьем уходил.

1. Вокзал был тихим, маленьким и грустным.

Жевали с хрустом лошади овёс,

Но вот под шпалой гравий хрустнул,

И задрожали рельсы от колёс.

И к полустанку выплыли теплушки.

Берёзки у перрона встали в строй.

И запоздало охнула частушка

Наполненная болью и тоской.

2. И лопнуло мгновенно напряженье,

Хлестнуло в сердце жарким и тугим,

И с дрожью взвился женский голос:

« Женя, а как же мы? …….

- Себя побереги….»

3. И он пошел, уже солдат России,

К теплушкам, к погрустневшим землякам,

И сыновья с ним рядышком босые,

По взрослому шагали по бокам.

4. А женщина осталась небольшая,-

С неё печаль бы русскую писать!

Она в карманах суетливо шарит ,

и всё платка не может отыскать.

1. И в толкотне её удалось всмотреться –

Целует муж заплаканных ребят…

И сквозь поселок, словно через сердце,

Ушел состав в пылающий закат.

2. Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

3. Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в грязь и « перемать»,

Потому, что имя ближе чем Россия, не могла сыскать.

4. Худенькой, нескладной недотрогой

Я пришла в окопные края,

И была застенчивой и строгой

Полковая молодость моя.

1. Качается рожь не сжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней. (Девочки уходят, остается 1 )

(Ю.Друниной « Зинка » Памяти — Героя Советского Союза Зины Самсоновой. читает А……….)

3 сцена.

Звучит муз . заст. На сцену выходят девушки ведущие.

1 вед. - В конце июня 41 года началась блокада Ленинграда и продолжалась она 900 долгих дней. Это было страшное время. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 года , за 1 месяц умерло 96.751 человек.

2 вед. - Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые – это тяжело, а вот смерть детей сознание принимать отказывается. Так среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева.

1 вед. - В этой книжке 10 страниц. На 6 из них – даты.

Шесть страниц – шесть смертей.

28 декабря 41года – умерла Женя.

Бабушка умерла- 25 января 42.

17 марта – Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая

Савичевы умерли. Умерли все.

(Стих Межирова.А « Ладожский лед.»)

Самый страшный путь
из моих путей!
На двадцатой версте
как я мог идти!
Шли навстречу из города
сотни
детей…

Сотни детей!..
Замерзали в пути…

Одинокие дети
на взорванном льду —
Эту теплую смерть
распознать не могли они сами.
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надобно слова «вперед»,
Под каким бы нам
ни бывать огнем —
У меня в зрачках
черный
ладожский
лед,
Ленинградские дети
лежат
на нем.

( Звучит муз .заст.)

2 вед. - Второй период войны охватывает время с ноября 1942 по конец 43 года и определяется как коренной перелом в ходе В.О.В

Советские войска почти перестали вести оборонительные сражения и перешли в наступление . так в 43 году был освобожден почти весь Северный Кавказ, Ростовская, Воронежская, орловская и Курская области.

Битва на Курской дуге и битва за Днепр завершили перелом в ходе В.О.в.

1 вед. - Ужасы войны невозможно было пережить без веры в победу, надежды и любви.

Сцена « На привале» 8 «А» (произведение по программе)

Музыкальная заставка.

(Сцена оформлена под поляну , костер, радистка, медсестра , у костра

расположились бойцы на отдых)

1. Зги не видно. Ночь вокруг
И бойцу взгрустнётся.
Только что-то вспомнит вдруг,
Вспомнит, усмехнётся.

И как будто сон пропал,
Смех прогнал зевоту.

— Хорошо, что он попал,
Тёркин, в нашу роту.

2. Тёркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

3. Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

4. И чтоб знали, чем силён,
Скажем откровенно:
Красотою наделён
Не был он отменной.

1.Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем.
На Карельском воевал —
За рекой Сестрою.

2.И не знаем почему, —
Спрашивать не стали, —
Почему тогда ему
Не дали медали.

3.С этой темы повернём,
Скажем для порядка:
Может, в списке наградном
Вышла опечатка.

- Не гляди, что на груди,
А гляди, что впереди!

ВАНЯ . - Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.

Буду ль жив ещё? — Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчёт медали:
Мне её тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое —
Человек пришёл с войны.

Вот пришёл я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришёл, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий —
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.

И, явившись на вечёрку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».

И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.

— Как, мол, что? — Бывало всяко.
— Трудно всё же? — Как когда.
— Много раз ходил в атаку?
— Да, случалось иногда.

И девчонки на вечёрке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!

Ждёт девчонка, хоть не мучай,
Слова, взгляда твоего...

— Но, позволь, на этот случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечёрке,
И девчонка — самый цвет.

— Нет, — сказал Василий Тёркин
И вздохнул. И снова: — Нет.
Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,
Я согласен на медаль.

4. Тёркин, Тёркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль.
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далёко вдаль.

2. Где девчонки, где вечёрки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Тёркин,
Что туда дороги нет.

3. Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.

Страшный бой идёт кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

(ребята уходят выход ведущих )

Х.Н. Трио аккордионистов «Либертанго»

2 вед. С самого начала войны, на территории всей нашей страны , было организованно партизанское движение, создавались подпольные организации для борьбы с захватчиками.

Деятельность партизан была направлена на подрыв продовольственной, технической и людской базы фашистов.

1 вед. Партизаны взрывали мосты и железные дороги, портили связь, уничтожали склады. В 1943 году партизанское движение значительно усилилось, особенно в Белорусии и на Украине.

2 вед. А.Сурков. « Однажды ночью.» (София Кауцман)

« Вся ночь пролетела как страшный бред.

Расстрел назначили рано..

А было ему- 16 лет,

Разведчику – партизану.

В сенях умирал заколотый дед,

Сестренке ломали руки,

А он всё твердил упрямо «НЕТ»,-

И стоном не выдал муки.

Вдоль сонной деревни его вели

В пустое мертвое поле.

Морозные комья стылой земли

Босые ступни кололи.

Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,

И в поле вдруг стало тесно.

А он подобрался весь и запел

Свою любимую песню.

На залп он качнулся лицом вперёд

И рухнул в холодный пепел.

Ты понимаешь - такой народ

Нельзя заковать в цепи.»

1 вед. « ТЫЛ – ФРОНТУ». Героизм и сверхчеловеческие усилия русского народа помогли остановить натиск врага. В городах, селах и деревнях нашей страны ни на миг не прекращалась работа ни одного завода, ни одной фабрики и цеха. Люди трудились не покладая рук день и ночь. Вынесли всё: смерть близких, физические перегрузки, холод, голод.

Осенью 42 года Сталинградскому, Донскому и Юго-Западному фронтам было отправлено:

Валенок – 41 тысяча пар.

Полушубков – 19 тысяч.

Стёганных фуфаек и шаровар 112 тысяч

Шапок- ушанок – 42 тысячи штук.

Колхозы, только Горьковской области ,отправили на фронт

Зерна - 68 пудов.

Картофеля – 50 миллионов пудов

Овощей – 14 мил. пудов

Молока -14 мил.пудов

А так же танки, минометы, реактивные снаряды, радиосвязь и многое другое, все , что требовалось для нужд фронта.

2 вед. « Да разве об этом расскажешь?

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну,

И все, без конца и без счета

Печали, труды и заботы пришлись на тебя на одну.

Ты шла затаив своё горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря

Кормила ты хлебом своим.

Рубила, возила, пахала,

Да разве же всё перечтёшь,

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь..»

1 вед. Полевая почта. Фронтовые письма…Теплые, трогательные, нежные. Письма жен, матерей, сестер грели души солдат, в них писалось о том как их любят и ждут, надеются на скорую встречу и солдаты отвечали короткими строчками, писали в перерывах между боями порой даже на клочках газет.

2 вед. Этот маленький треугольник пожелтевшей бумаги был и остаётся для нас символом той страшной войны. Часто бывало так, что солдат отправлял письмо домой и в следующем бою погибал. И тогда похоронка приходила раньше заветного письма….

Песня «Фронтовые письма»(Начальная школа)

Х.с. (Хореография)

1 вед. - Третий период войны охватывает время с января 1944 по май 45. Он определяется как разгром фашистского блока, Полный крах Германии и её безоговорочной капитуляции.

2 вед.- Советские войска вступили на территорию Эстонии.

Апрель и май ознаменовался Крымским наступлением, затем Варшава и наконец вот он долгожданный « ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»

Голос Левитана об окончании войны.

Танец.

(выход ведущих)

1 вед. -Все дальше уходят события тех летно никогда не не забудется тот майский день – 9 мая 1945 года- светлый праздник победы нашего народа в битве с фашизмом.

2 вед. – Сегодня, вспоминая погибших почтим их память минутой молчания.

1 вед. - «Четыре года шла солдатам вслед

Кровавыми шагами повседневность.

Не говорите громкие слова тем,

Кто присяге с молодости предан.

Не отживет высокая молва

О тех, над кем склоняется победа.»

2 вед. - « Тише, ребята, минутой молчанья,

Память героев почтим,

И их голоса когда то звучали,

И по утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Прошу всех встать. Объявляется минута молчания

МИНУТА МОЛЧАНИЯ:( звучит метроном 60 ударов)

1 вед.-Спасибо вам за всё, отцы и деды

Тем, кто врага штыком и пулей брал!

2 вед.- И тем, кто приближая День Победы,

Неделями цеха не покидал!

1 вед.-Спасибо женщинам, трудившимся на нивах

Осиротевших сел и деревень.

2 вед. - Спасибо вам за праздник наш счастливый,

За этот светлый и прекрасный день!

(ВЫХОДЯТ ВСЕ УЧАСТНИКИ и читают по очереди )

- Люди! Покуда сердца стучат,- помните!

Какою ценой завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!

- Песню свою отправляя в полет, - помните!

О тех, кто уже никогда не споет, - Помните!

- Детям своим расскажите о них,- чтоб запомнили!

И детям детей расскажите о них,-

Чтобы тоже запомнили!

- во все времена бессмертной земли, помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,-

О погибших помните!

- встречайте трепетную весну, люди земли

Убейте войну, прокляните войну!

- мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придёт никогда, -

Заклинаю, - помните!!!

Звучит « День победы» ( можно караоке- общее исполнение)