Все мы были детьми и все смотрели мультики. Я до сих пор помню трепетные ощущение от диснеевских продуктов, которые шли по воскресеньям, и которых я с нетерпением ждал всю неделю.
Чем то время - нашего советского или постсоветского детства отличается от детства наших детей? Разница в том, что мультики для них доступны практически круглосуточно. Детские каналы вроде Nickelodeon или Fox Kids вещают с утра до ночи, а интернет на смартфоне окончательно снимает все ограничения.
Все родители с усталостью смотрят на ребенка, который не может оторваться от планшета или телефона, и это замкнутый круг, из которого очень сложно вырваться.
Чтобы не показывать мультики ребенку с утра до ночи, родителям приходится искусственно уменьшать время, выделенное для просмотра. Однако почему вообще они это делают, зачем это нужно? Ведь это сложно. Гораздо проще оставить ребенка смотреть развлекательный контент, и заниматься своими делами.
Вначале хотелось бы сказать, что несмотря на то, что мультики в чем-то развивают детей, в то же время, без сомнений, они же в развитии и ограничивают. С одной стороны ребенок может выучить новую лексику и познакомиться с жизненными сценариями, которые осуществляют мультипликационные герои, и потом применить их в собственном поведении.
Однако мультики - это крайне легко усваиваемый продукт для мозга, особенно для детского. Мозг в целом так устроен, что ему необходимо потреблять информацию, это его "пища". А для развивающегося мозга детей это особенно важно. Но усваивать информацию можно по-разному.
Нейронные связи могут создаваться более сложными путями, быть сложнее организованы, если ребенок занимается более сложным для него поглощением информации - например, занимается каким-то творческим занятием, или листает книгу, изучая разный тип контента - буквы, картинки, при этом подключая мелкую моторику, или, в идеале, взаимодействует с другими детьми или взрослыми. Ведь наше социальное общение - достаточно сложный с точки зрения обработки информации процесс.
Если мозг привыкает получать более легкий материал, ему потом сложнее сосредоточиться и делать какие-то более сложные "задания". Вы могли заметить это на себе: сложнее вникнуть в рабочие вопросы после того, как отвлеклись на социальные сети. Сложнее читать научно-популярную литературу после беллетристики. Сложнее в целом думать и напрягаться. А как это проявляется у детей? Да точно так же. Их мозг не хочет перетруждаться.
Так, например, многочисленными исследованиями доказано, что маленькие дети позже начинают говорить, если они с раннего детства смотрят много мультиков. Речь - это очень сложный процесс, особенно для мозга, который еще не умеет ее синтезировать. Она нужна для того, чтобы ребенок мог высказать свои потребности, пожелания.
Но зачем учиться высказывать пожелания, формировать звуки в буквы, а буквы в слова, и слова в предложения, если при любом крике уставшие родители включают то, что нужно - и мозг получает желанное развлечение?
Отдельно стоит упомянуть о том, что мультики - это психостимулятор. Другими словами, это что-то, что стимулирует нашу психику активно работать, при просмотре такого контента дети испытывают яркие эмоции. И если получать их много и часто, то мозг устает и "перегорает".
Поэтому, если перебарщивать с мультиками, дети часто ходят без энтузиазма, вялые, переутомленные. С меньшей охотой хотят играть, чем-то заниматься, их сложнее вытянуть на улицу и даже банально пообщаться настроения у них уже меньше. У совсем маленьких детей это проявляется просто большей капризностью и протестами.
Кроме того, не стоит забывать, что маленьким детям сложно себя ограничивать. По сути они вообще не умеют этого делать, и не понимают, зачем, даже если умеют. Это мы, взрослые и осознанные люди, можем прогнозировать, чем обернется долгий просмотр мультиков (так же, как и чрезмерное поедание пирожных, курение, и прочие стимуляторы).
Как же выйти из этого замкнутого круга? Во-первых, нужно помнить, что у детей есть рефлексы. Рефлексы руководят нашим поведением и реакциями, так работает природа. Если они закрепились, то ребенку будет сложно отказаться от того, что он привык делать, просто потому, что все его нутро будет этому сопротивляться.
Поэтому при выработке новых правил нужно учесть, что вначале протест будет сильнее. Рефлексу нужно дать время угаснуть. Кроме того, всегда нужно пользоваться тем, что мы умнее и хитрее наших детей. Вместо прямого столкновения в лоб и запретов, можно пользоваться хитростью. Заинтересовывать детей более интересным занятием, в виде альтернативы мультикам. Включать их на иностранном языке, чтобы их было не так интересно смотреть. Торговаться, искать компромисс, пользоваться тактикой "если ты..., то мы зато...".
И главное - быть последовательными. Если вы договорились смотреть мультики какое-то определенное время раз в день, то придерживайтесь его. Люди хорошо относятся к правилам, им самим так проще жить. А детей это касается еще в большей степени. Конформизм для детей - это часть их нормальной реальности. Когда границ нет и у детей вседозволенность, им самим тяжелее понять, где нужно остановиться.
Поэтому без нужных правил по ограничению просмотра мультиков ребенок будет требовать, капризничать, ругаться и вести себя хуже, раздражая всех вокруг.
Но если уменьшить просмотры мультиков, выработать правила, и донести до ребенка, что теперь все будут им следовать (повторюсь, что лучше использовать хитрость вместо прямого столкновения с ребенком), то после первого протеста уже через несколько дней/недель вы заметите, как поведение ребенка улучшилось, протестов стало меньше, вам стало проще с ним общаться и находить общий язык, и настроение у всех стало лучше.
#мультики #мультики для детей #мультфильмы #детская психика #дети #телевизор #детская психология
--
Запись на консультацию: @levs_life
Что вас ждет на встрече со мной?