Что скрывается в нотной тетради?
Композиторы пишут свою музыку для любителей сложной академической музыки, а также для любителей так называемой неоклассики или популярной классической музыки.
Иногда кажется что грань между этими видами стерлась благодаря доступности музыки.
Но есть мнение что композиторы 20 века очень постарались, чтобы эта грань не стиралась и очень четко прослеживалась.
Композиторы всегда были разной направленности, и писали музыку не только сложную, но и популярную - для кино, эстрады, театра.
В Красноярске в числе таких композиторов можно отметить Ирину Белову, Евгению Терехину, Валерий Бешевли и др. В жанре неоклассики работает Илья Бешевли.
В России, и особенно в Сибири, по-прежнему массовый слушатель достаточно тяжело воспринимает сложную атональную музыку и додекафонию, и другую современную академическую музыку.
Может быть поэтому, в филармониях можно услышать в основном концерты популярной классической музыки с участием известных россйского и международного уровня солистами, а фестивали современной музыки проходят достаточно редко. Погоня за зрителем концертными организациями не дает им возможности часто проводить музыкальные события не привычного, иного формата.
Сложная музыка находится за границами привычного, обыденного. Но чтобы это ощутить - стоит сходить хотя бы один раз на концерт современной музыки. А это уже требует воспитания новых вкусов и предпочтений публики, формирования новой музыкальной культуры.
В России потребителем и заказчиком сложной музыки является достаточно узкая прослойка интеллигенции, музыкальных интеллектуалов, особых меломанов. А композиторы академического жанра в силу своей малой популярности в основном занимаются профессиональной педагогической работой, и в свободное время сочиняют музыку. Так, например, большинство членов композиторских организаций Сибири занимаются активной педагогической деятельностью. Они преподают в музыкальных школа, колледжах и институтах искусств композицию и другие дисциплины. А также ведут наставническую деятельность.
Как рассказывает музыкальный журналист Алексей Мунипов в своем сборнике бесед с 20 современными композиторами об академической музыке и композиторском ремесле «Фермата. Разговоры с композиторами», - "в Германии, где со сложной музыкой дела обстоят относительно благополучно, ее существование оплачивает простой бюргер, который понимает, что его налоги должны идти в том числе на сложное, новое, странное — как лекарство от варваризации. При этом он понимает, что вовсе не обязан это сложное и странное любить. Просто оно должно быть. Это меняет ландшафт, и не только культурный: социальный, экономический".
Культурный ландшафт - это не только учреждения культуры (театры,музеи, парки и т.д.). Его формируют творческие деятели искусств своим творчеством и содаваемыми произведениями. Образ любого региона всегда будет связан с именами великих современников - композиторов, художников, писателей и др.. Так, город Красноярск, на всегда будет связан с именами Сурикова, Хворостовского, Астафьева, Поздеева.
И погружаясь в сложную ткань современной музыки, можно увидеть что даже атональные мелодии могут стать якорным символом, несущим в себе настроение эпохи, или текущего момента, в котором мы все вместе находимся.
Сложное и странное в искусстве не обязательно любить. И пусть это будет "лекарством от варваризации". И девиз "Превратим Сибирь в край высокой культуры!", прозвучавший в Касноярском крае еще в 1981 году, не теряет своей актуальности до сих пор.
Не раз проводились эксперименты по анализу влияния сложной музыки на психические процессы человека. И в зависимости от мелодии - можно добиваться или психотерапевтического влияния, или на уровне чувств и ощущений - вызывать состояние тревоги и т.д. И роль современной музыки в формировании культурного пространства территории нельзя не отрицать.
Познакомиться со всем разнообразием современной музыки композиторов, проживющих и создающих свою музыку на всей территории Енисейской Сибири, можно будет в конце 2022 года в Красноярске на V Сибирском фестивале современной музыки.
Гостем программы станет Московский ансамбль современной музыки, который исполнит музыку выдающихся европейских и российских композиторов наравне с сибирскими.
Московский ансамбль современной музыки создан в марте 1990 г. композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. Ансамбль одним из первых представил в России творчество современных европейских авторов. Ведущие российские и зарубежные композиторы доверяют исполнять ему свои премьеры и специально для него создают новые произведения.
Фестиваль пройдет при поддержке министерства культуры Красноярского края на четырех площадках города: в Красноярской краевой филармонии, Красноярском государственном театре оперы и балета, Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского и Доме искусств и представит всю палитру музыки современных композиторов.
#композитор #масм #музыкальные новости