Литературная викторина
«Сказки народов России»
Автор: Власова Дарья, МБОУ "СОШ с.Озерки Калининского района Саратовской области"
Цели: Выяснить какие сказки знают учащиеся и как хорошо, понимают ли они смысл этих сказок и могут ли они описать главного героя. Способствовать повышению творческого воображения и интереса учащихся к литературе.
Сказка- яркий вымысел, безудержная фантазия рассказчика. В основе сказки лежит либо мифологический сюжет, либо устное народное творчество, либо авторский вымысел. В сказках часто встречаются пословицы
Задачи: обобщить знания по сказкам народов России; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.
Число команд: 2 команды по 5 человек с капитаном
Каждая из команд придумывает заранее себе название.
Программа:
1.конкурс: «Разминка»
2.Конкурс: «Узнай сказку»
3.Конкурс: «Вопрос-ответ»
4.Конкурс: «Собери пословицу»
5.Конкурс: «Загадки»
6.Конкурс: «Кто я?»
· Конкурс «Разминка»
Как все викторины эта начинается с разминки. Каждой команде нужно как можно больше назвать Русских народных сказок за 1 минуту. Побеждает та команда, которая назовёт как можно больше Русских народных сказок
• Конкурс «Узнай сказку».
Нужно подумать, из какой сказки взяты слова героев или отрывок. Вспомнить, что произойдёт дальше.
1. «-Вот что, дочки! Идите-ка в лес по ягоды. Кто первая полное лукошко наберёт, ту первой и замуж выдадим».( Мордовская сказка «Девушка – берёзка»)
2. «Шли, шли братья. Индига по сторонам смотрит. Вдруг какой-то шум слышит. Повернулся — а на старшего брата из-за валежины тигр прыгает!» ( Адыгейская сказка «Сердце храбреца»)
3. «Легче стало жить Захару: освободил его олень от самых трудных работ. Все привыкли к доброму оленю. И решил охотник отблагодарить его за доброту» ( Мансийская сказка «Гордый олень»)
4. «И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.» (Татарская сказка «Три сестры»)
5. «А там на больших сучьях хвосты развешаны, и каких там только нет: и пушистые - распушистые, и веером, и метёлкой, есть и гладкие, как палка, есть, кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие — ну всякие – превсякие!» (Русская народная сказка «Хвосты»)
6. «Ночью, когда юноша заснул, голубка встрепенулась и превратилась в красивую девушку. Она прибрала в комнате, поставила на печку котелок с хин-калом, а сама уселась за ткацкий станок.» (Аварская сказка «Дубинка сильных» )
• Конкурс «Вопрос-ответ»
За каждый правильный ответ команде начисляется по одному баллу.
Вопросы для 1 команды:
1. Сколько дочерей было у старика со старухой в Мордовской сказке «Девушка-берёзка»? (Две дочери)
2. Кого испугался старик, заглянув в окошко охотничьего домика, в Мансийской сказке «Длинный нос»? (Испугался двух страшных лесных духа)
3. Что закричал олень девушке из стойбища, когда на небо вошла луна в Нганасанской сказке «Девушка и луна»? ( Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо! )
4. Чего боялся царь в Адыгейской сказке «Золотой кувшин»? ( Царь боялся старости)
5. Что, умирая, один бедный человек завещал своему сыну в Осетинской сказке «Чудесный пояс»? ( Я не оставляю тебе ни дворцов , ни серебра, ни золота. Но если когда-нибудь будешь нуждаться, отправляйся к моему другу, мудрецу . Он не раз и не два выручал меня из беды и тебе не откажет в помощи.)
6. Как звали братьев в Казахской сказке «Аби и Таби» ? ( Старшего звали Аби , младшего Таби)
7. Что придумала сделать мачеха с падчерицей в Русской народной сказке «Морозко»? ( Мачеха отправила падчерицу в лес на верную погибель)
Вопросы для 2 команды:
1. В кого превратилась ханская дочь в конце Карачаевской сказки «Бедняк и ханская дочь» (Она превратилась в ослицу)
Какая из трёх дочерей побежала к матери, когда она заболела в Татарской сказке «Три сестры» ? (побежала младшая дочь)
2. Какой из братьев смог найти дивный сад с яблоками и колодец с волшебной водой в Русской народной сказке « О молодильных яблоках и живой воде»? (Младший брат)
3. Сколько было детей у бедной женщине в Ненецкой сказке «Кукушка» (У неё было четверо детей)
4. Что сделали медведь, волк, заяц и петух, когда наступала зима, в Башкирской сказке «Лиса-сирота» ? (Они построили добротный дом и стали вместе вести хозяйство. Завели корову и заготовили много масла ).
5. Каким медведем хотела видеть медведица своего медвежонка в Якутской сказке «Непослушный медвежонок»? ( Медведица очень хотела , чтобы он вырос настоящим медведем, большим, умным и сильным)
6. С кем пробовала жить собачка и кто ей больше понравился в Ненецкой сказке «Человек и собака» ?(Собачка пробовала жить с зайцем, волком, медведем, но всех лучше понравился ей человек)
7. Про кого говорится в Корякской сказке «Хитрая лиса? ( В сказке говорится про лису, которая из любой трудной ситуации находит выход и не унывает)
· Конкурс «Собери пословицу
Командам нужно как можно быстрее собрать все пословицы.
1.Где родился-
1.считай, что застряло.
2.Кто не живёт на Родине,
2.людскую дружбу слово.
3.Как бы ни было сладко жить на чужбине,
3. в мешке не утаишь.
4.Единство народа-
4.а правдивое.
5.У лгуна дом сгорел-
5.цветы души и свет для глаз.
6.Правда, что шило,-
6.один упрямый- против.
7.Дерево корнями сильно,
7. смирись с мышами.
8.Дружба народов-
8.не знает вкуса жизни.
9.Близкий сосед-
9. чем плохо говорить.
10.Сначала свари слово,
10.от того и наберёшься.
11.Лучше хорошо молчать,
11.там и сгодился.
12.Ружьё убило одного,
12. ухаживай за яблоней.
13.Хочешь яблока-
13.всегда тянет к родной стороне.
14.Осталось дело до завтра-
14.потом вытащи изо рта.
15.С кем поведёшься,
15. никто не поверил.
16.Дети-
16. человек- друзьями.
17.Гору разрушает ветер,
17.лучше далекого родственника.
18.Сорок человек за одного,
18. несокрушимая крепость.
19.Не ласковое слово хорошее,
19. а язык тысячу.
20.Если не терпишь кошек,
20.их богатство.
0тветы:
1.Где родился-
11.там и сгодился.
2.Кто не живет на Родине,
8. не знает вкуса жизни.
3.Как бы ни было сладко жить на чужбине,
13. всегда тянет к родной стороне.
4.Единство народа-
18.несокрушимая крепость.
5.У лгуна дом сгорел-
15.никто не поверил.
6.Правда,что шило,-
3.в мешке не утаишь.
7.Дерево корнями сильно,
16.человек – друзьями.
8.Дружба народов-
20.их богатство.
9.Близкий сосед-
17.лучше далёкого родственника.
10.Сначала свари слово,
14. потом вытащи изо рта.
11. Лучше хорошо молчать,
9.чем плохо говорить.
12.Ружьё убило одного,
19.а язык тысячу.
13.Хочешь яблока-
12.ухаживай за яблоней.
14.Осталось дело до завтра-
1.считай, что застряло
15.Скем поведёшься-
10.от того и наберёшься.
16.Дети-
5.цветы души и свет для глаз.
17.Гору разрушает ветер,
2.людскую дружбу слово.
18.Сорок человек за одного,
6.один упрямый - против.
19.Не ласковое слово хорошее,
4. а правдивое.
20.Если не терпишь кошек,
7.смирись с мышами.
· Конкурс «Загадки»
В этом конкурсе нужно угадать о какой Русской сказки идёт речь.
Загадки для 1 команды:
1.У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? – Вот вопрос.
(Золотой ключик)
2.Женя, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток,
Север, запад, и на юг
Ты лети, а кончив круг,
Сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок и из какой он сказки?
(Цветик-семицветик)
3. Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка… (Теремок)
4.Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Что за сказка это?
(Золушка)
Загадки для 2 команды:
1.Сказку дружно вспоминай:
Жил на свете мальчик Кай.
Его холодом сковала
Та, что льдом повелевала.
Заморозила сердечко:
Думала, что все навечно.
Но спасла его однажды
Герда добрая отважно. (Снежная королева)
2.Едет печь сама собой…
Что за чудо, в самом деле?
Это сказка о…
(«По щучьему велению»
3.. Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок
Это сказка – …
(Колобок)
4. Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Что это за сказка?
(Три медведя)
· Конкурс «Кто я?»
В последнем конкурсе нужно угадать сказочного героя по его описанию.
Вопросы для 1 команды:
1.Вредная и противная женщина со злым и деспотичным характером. Она с особым удовольствием издевается над падчерицей. Заставляет её трудиться с утра до ночи но всё равно остаётся ей недовольна. Зато хвалит и любит собственную дочь, хотя та ленива, глупа и груба. В конце она сожалеет о собственных поступках ,но уже изменить ничего нельзя. (Старуха из сказки «Морозко» )
2.Девушка, которая не захотела прийти матери на помощь под предлогом того, что ей надо было чистить тазы- и превратилась из-за этого в черепаху. ( Старшая дочь в Татарской сказке «Три сестры» )
3. Младший сын царя, сильный, мужественный, уважающий отца, не отвлекается ни на что постороннее, стремится выполнить данное ему задание, великодушный и добрый, гордый. ( Иван –царевич)
4.Жадный, но умный человек, который больше всего на свете боялся смерти в сказке «Золотой кувшин» (Царь)
Вопросы для 2 команды:
1.Герой, который целиком и полностью зависит от проделок своего умного кота. Завладев таким незавидным наследством, бедняга очень переживает о своей дальнейшей судьбе. Это не приспособленный к жизни человек, он не знает, как можно заработать на жизнь и выбиться в люди. Кот присвоил ему имя «маркиз де Карабас», и помог в скором времени разбогатеть. Маркиз де Карабас стал владельцем обширных лугов и полей, хозяином прекрасного замка и зятем короля. (Младший сын мельника в сказке «Кот в сапогах»
2. Герой в сказке изображен - очень хитрый, но в тоже время немного глупый. В начале сказки он хочет поймать рыбы и садится на бревно и уплывает далеко в море, его уносит ветер. В этом и состоит его глупость . Но в тоже время, он очень хитрый и найдет выход из любой ситуации в которую попадает. Попав на середину моря он не унывает, и своей хитростью пытается выйти из сложного положения. Герой разговаривает с тюленем и договаривается с ним, что звери всплывают на поверхность моря и он их пересчитает. В этом состоит хитрость героя. Таким образом он добирается до берега. Там он начинает сушить свою шубу и хвост, и глаза. Здесь герой показан немного рассеянным. Сорока уносит его глаз и он остаётся без него. Он ищет замену своему глазу и подходит на эту роль льдинка. Но эта льдинка начинает таять и у него образуются слёзы. И в этой ситуации он находит пользу. Встречает других других животных он начинает жаловаться, что плачет от голода. И добрые животные начинают жалеть его и кормят. Вот такой вот показана лиса хитрой смекалистой, которая найдет выход из любой сложной ситуации. ( Лиса в сказке «Хитрая лиса» )
3.Волшебный конь, верный друг Ивана. (Сивка-Бурка)
4. Герой-животное, который превратив девушку в огонь, спас её от луны в сказке «Девушка и луна» (Олень).