Найти тему
Совсем другая история

Дедушка, который на 10 лет моложе меня

Как же так? Был молодой человек. Ни жениться не успел, ни детей завести, ничего в жизни толком не увидел. А о нём теперь и на полстранички написать нечего?

Друзья, благодарю вас за отклик на статью о восстановлении боевого пути наших дедов! И раз есть интерес к этой теме, то поделюсь историей из собственного архива - о том, как спустя 77 лет семья наконец-то обрела своего павшего героя.

Кapaнтиннaя весна 2020-го. По федеральным каналам активно рекламируют скорое открытие мультимедийного музея "Дорога памяти" и призывают всех "выкладывать" туда своих фронтовиков. Ко мне как главной по тарелочкам по этим вашим интернетам начинают стекаться "заявки" от родственников. Что ж, дело святое - сканирую чёрно-белые портреты, завожу профили на сайте, вписываю годы жизни, перечисляю награды...

И вот у меня в руках - даже не фотография, а карандашный рисунок на потрёпанном, пожелтевшем кусочке картона. Портрет юноши. На обороте - несколько строчек изящным почерком. Но почти ничего не разобрать - текст перекрыт слоем засохшего клея. Видно только "Мама" и "Ваш сын Виктор. 14.11.43".

Слева - портрет в том виде, в котором он попал ко мне. Справа - после проработки в Фотошопе
Слева - портрет в том виде, в котором он попал ко мне. Справа - после проработки в Фотошопе

Это Виктор Матвеевич Минаков, мой двоюродный дедушка. О нём было известно всего три вещи - что он родился в начале 20-х годов в Быковском районе нашей области, что не вернулся с войны и что поxopoнен где-то в окрестностях Ленинграда. Много лет назад пытались найти, где именно - не получилось.

Привела портрет в порядок в Фотошопе, загрузила его на "Дорогу памяти", вписала ФИО... и всё. Пустая анкета вызывала какое-то странное чувство. Как же так? Был молодой человек. Ни жениться не успел, ни детей завести, ничего в жизни толком не увидел - потому что за Родину эту самую жизнь отдал. А о нём теперь и на полстранички написать нечего? Нечестно, несправедливо, обидно.

И я начала копать.

Первым делом отскребла, насколько возможно, клей с оборота карточки. Там обнаружился текст:

"Ленинград, 43 год. Мама, пока есть время - не забываю своего прошлого. Временами что-нибудь рисую. Вот эта - работа в свободную минуту. Нарисовал себя и решил послать Вам. Пусть этот портрет напоминает Вам о Вашем сыне, находящемся сейчас далеко от родной семьи. Ваш сын Виктор. 14.11.43"

Дальше путь лежал на сайты с архивами Минобороны - "Память народа", ОБД "Мемориал", "Подвиг народа". По запросу "Минаков Виктор Матвеевич" обнаружилось несколько полных тёзок, из них минимум трое - одного возраста, плюс-минус пара лет (а точного года рождения я тогда не знала). Все погибли, все с медалями... Как понять, кто из них - наш Виктор Матвеевич?

Начались логические "крестики-нолики". Кто пробовал что-то искать в военных архивах, тот меня сейчас понимает :) Потому что документы заполнялись, мягко говоря, когда как. Где-то заполнена большая часть граф, где-то дай Бог половина, а где-то - в основном пустые поля. Поэтому по некоторым из них сразу и не понять, о каком бойце идёт речь.

Я знала место рождения Виктора Матвеевича, плюс что в ноябре 1943 года он находился в Ленинграде (из письма матери). Отталкиваясь от этого, начала потихоньку отсеивать явно "чужие" документы.

-3

На всякий случай я изучала и документы на "Минаков В.М.", "Минаков В.", а также Менаковых, Миноковых и т.п. Это, кстати, дало свои плоды - в одном из донесений Виктор Матвеевич был почему-то записан как Мгинаков.

Постепенно стали вырисовываться детали - год рождения, дата призыва, воинская часть (отдельно проверила - действительно, осенью-зимой 1941-1942 это подразделение находилось в окрестностях Ленинграда). И, наконец, дата и место гибели.

Оказалось, что из неполных 22 лет жизни ровно два с половиной года у Виктора Матвеевича забрала война. В 21 год он был гвардии лейтенантом, командиром взвода связи. Летом 1943 года его наградили медалями "За оборону Ленинграда" и "За боевые заслуги" - во время боев на Невском пятачке, под минометным обстрелом он обеспечивал командный пункт батальона телефонной связью с наступающими подразделениями, давая возможность управлять полем боя.

А через полгода, 15 января 1944 года, он погиб во время наступления 42-й армии на участке Урицк-Пулково в ходе Красносельско-Ропшинской операции. Через два месяца после того, как нарисовал для мамы свой портрет. Возможно, когда она его получила, сына уже не было в живых.

Вот такая короткая и грустная история о дедушке, который на 10 лет моложе меня нынешней. Казалось бы, на этом можно было ставить точку - для "Дороги памяти" информации теперь хватало. Но ощущения завершённости поиска не было. Из документов было не понять, как именно погиб Виктор Матвеевич и - самое главное - где упокоился. И я продолжила искать.

В донесении о потерях в графе "место захоронения" было написано: "дивизионное кладбище в районе деревни Гонгоул Красносельского района Ленинградской области". Очевидно, где-то около этого самого Гонгоула Виктор Матвеевич и погиб - павших далеко не увозили. Но проблема в том, что по запросу "Гонгоул" поисковик не выдавал вообще ничего. Реалии 21 века - если Гугл о чём-то не знает, то это вряд ли существует 😁

Я включила режим Шерлока Холмса и зашла с другой стороны - поскольку теперь была известна воинская часть, можно было поискать ответы в журналах боевых действий и донесениях. Тут мне повезло - и полковой, и дивизионный журналы за нужный период нашлись в открытом доступе.

Оказалось, что на момент гибели Виктора Матвеевича его полк находился в районе деревни Венерязи. А что за Гонгоул тогда? Карту, срочно!

На современной карте Ленинградской области никакой Венерязи не обнаружилось. А вот на старой военной карте она была... по соседству с деревенькой Гонгози. ГонгоЗИ, а не ГонгоУЛ.

После этого я вернулась к донесению о потерях и доооолго смотрела на запись. А ведь действительно - может и ЗИ 😃

-4

Но с самим дивизионным кладбищем всё оказалось сложнее. Где оно? Ни Гонгози, ни Венерязи уже физически не существует – в тех боях их выжгли дотла и ничего нового с тех пор не построили. Судя по карте, никаких братских мoгил на их месте сейчас нет. Видимо, павшие воины были перезaxoронены после Победы. Куда?

Этот вопрос почему-то не давал мне покоя. Изучение "официальных" списков захopoнений ничего не дало, и я пошла на отчаянные меры – открывала фотографии всех подряд братских мoгил в тех краях, максимально их увеличивала и ломала глаза, пытаясь разглядеть на табличках знакомую фамилию. А мoгил много, и имен на табличках – не счесть... Дошло до того, что я закрывала глаза перед сном, но вместо черноты видела бесконечные списки павших. Но всё без толку. Гвардии лейтенант Минаков нигде не числился.

Через какое-то время я смирилась - видимо, Виктор Матвеевич так и остался в одном из брошенных безымянных захоронений, которые до сих пор периодически находят при строительстве дорог и зданий. Обидно, но так бывает.

А год спустя я решила прошерстить "Память народа" ещё раз. Ну так, на всякий случай. Вдруг что-то новое появилось... И ведь действительно появилось.

-5

Учётная карточка воинского захоронения, которой раньше в системе не было. Санкт-Петербург, Красное Село, 1955 год. И вот он, Виктор Матвеевич, в списке - чёрным по белому. Захоронение сейчас не просто существует, но и относительно недавно отреставрировано.

9 мая 2021 года моя подруга в Петербурге отнесла Виктору Матвеевичу цветы от нас. Через 77 лет он наконец-то нашёлся - в двух тысячах километров от дома.

-6

Если дочитали досюда - моё Вам почтение 😊 Буду рада, если в комментариях поделитесь своими интересными находками о боевом пути своих ветеранов. Каждая такая история - большая радость и большой вклад в память о Победе 👍