Спустя почти 22 года компания Apple прекращает выпуск устройств, которые изменили потребительскую электронику и привели к созданию iPhone.
iPod начинался со скромной цели: давайте создадим музыкальный продукт, который заставит людей захотеть купить больше компьютеров Macintosh. В течение нескольких лет он изменил потребительскую электронику и музыкальную индустрию и привел к тому, что Apple стала самой дорогой компанией в мире.
Впервые появившись в октябре 2001 года, карманный прямоугольник с белым циферблатом и полированной стальной рамкой весил 6,5 унций. Он поставлялся в комплекте с наушниками белого цвета, лунно-серого цвета, и вмещал 1000 песен.
В последующие годы его популярность резко возросла, что привело к появлению поколения iPod. На протяжении большей части 2000-х годов люди бродили по миру с наушниками, свисающими из ушей. iPod был вездесущ.
Во вторник Apple официально попрощалась со всем этим. Компания объявила о прекращении производства iPod Touch, положив конец двухдесятилетнему существованию линейки продуктов, которая вдохновила на создание iPhone и помогла превратить Кремниевую долину в эпицентр мирового капитализма.
По данным Loup Ventures, венчурной компании, специализирующейся на исследованиях в области технологий, с момента выпуска iPod в 2001 году Apple продала около 450 миллионов таких устройств. В прошлом году компания продала примерно три миллиона iPod, что составляет лишь малую часть от примерно 250 миллионов проданных iPhone.
Apple заверила покупателей, что музыка будет жить, в основном благодаря iPhone, который компания представила в 2007 году, и Apple Music, сервису, который существует уже семь лет и свидетельствует о современных предпочтениях покупателей. Дни покупки и владения песнями за 99 центов на iPod в основном уступили место ежемесячным предложениям по подписке, которые предоставляют доступ к более широким каталогам музыки.
iPod послужил образцом для Apple на десятилетия благодаря непревзойденному промышленному дизайну, разработке аппаратного обеспечения, программного обеспечения и услуг. Он также продемонстрировал, как компания редко первой выходила на рынок с новым продуктом, но часто побеждала.
В конце 1990-х годов начали появляться первые цифровые музыкальные плееры. Самые ранние версии могли вмещать пару десятков песен, что позволяло людям, которые в ранние годы копировали компакт-диски на свои компьютеры, перенести эти песни в карман.
Стив Джобс, который вернулся в Apple в 1997 году после того, как был вытеснен более чем десятилетием ранее, рассматривал зарождающуюся категорию как возможность придать унаследованному компьютерному бизнесу Apple современную привлекательность. Будучи убежденным поклонником музыки, причисляя "Битлз" и Боба Дилана к своим любимым исполнителям, г-н Джобс считал, что любовь людей к музыке поможет убедить их перейти на "Макинтоши" с персональных компьютеров на базе Microsoft, доля рынка которых составляла более 90 процентов.
"Вам не нужно было проводить никаких маркетинговых исследований", - говорит Джон Рубинштейн, возглавлявший в то время инженерные разработки Apple. "Все любили музыку".
Толчком к разработке продукта послужило то, что во время поездки в Японию г-н Рубинштейн обнаружил новый жесткий диск производства компании Toshiba. На 1,8-дюймовом диске можно было хранить 1 000 песен. По сути, это позволило создать цифровой плеер размером с Sony Walkman, емкость которого во много раз превосходила все существовавшие на рынке устройства.
Разработка iPod совпала с приобретением компанией Apple компании с программным обеспечением для MP3, которое стало основой для iTunes, цифрового музыкального автомата, который организовывал музыкальные библиотеки людей так, чтобы они могли быстро создавать списки воспроизведения и передавать песни. Это послужило основой для видения г-на Джобса того, как люди будут покупать музыку в цифровую эпоху.
"Мы думаем, что люди хотят покупать музыку в Интернете, скачивая ее, как они покупали пластинки, как они покупали кассеты, как они покупали компакт-диски", - сказал он в своем выступлении в 2003 году.
В то время сервис под названием Napster терзал музыкальную индустрию, позволяя людям бесплатно делиться любой песней с любым человеком по всему миру. Господин Джобс вник в проблемы музыкальной индустрии, рекламируя способность новых компьютеров Mac копировать компакт-диски с рекламным слоганом: "Rip. Микшировать. Записывай". По словам Альби Галутена, руководителя Universal Music Group в то время, эта кампания поставила музыкальную индустрию в угол Apple.
По словам г-на Галутена, лейблы в конце концов согласились разрешить Apple продавать песни на iTunes за 99 центов. "Мы сдались, потому что у нас не было рычагов влияния", - сказал г-н Галутен. "Самым простым способом борьбы с пиратством было удобство".
Ценник на iPod первого поколения в 399 долларов притупил спрос, ограничив продажи компании менее чем 400 000 устройств в первый год. Три года спустя Apple выпустила iPod Mini, алюминиевый корпус весом 3,6 унции, который выпускался в серебряном, золотом, розовом, голубом и зеленом цветах. Он стоил 249 долларов и вмещал 1 000 песен. Продажи взорвались. К концу финансового года в сентябре 2005 года было продано 22,5 миллиона iPod.
Apple усилила мощь iPod Mini, сделав iTunes доступным для компьютеров Windows, что позволило Apple представить свой бренд миллионам новых покупателей. По словам бывших руководителей компании, хотя этот маневр впоследствии был назван гениальным ходом в бизнесе, в то время г-н Джобс противился ему.
Вскоре iPod были повсюду. "Он взлетел как ракета", - говорит г-н Рубинштейн.
Тем не менее, г-н Джобс настаивал на том, чтобы Apple сделала iPod меньше и мощнее. По словам г-на Рубинштейна, компания свернула производство своего самого популярного продукта - iPod Mini, чтобы заменить его более тонкой версией под названием Nano, цена которой начиналась от 200 долларов. Nano помог компании почти удвоить продажи до 40 миллионов единиц в течение следующего года.
Возможно, самым важным вкладом iPod стала его роль катализатора для создания iPhone. Когда производители мобильных телефонов начали выпускать устройства, способные воспроизводить музыку, руководители Apple забеспокоились, что их опередят более совершенные технологии. Мистер Джобс решил, что если это произойдет, то Apple должна быть той, кто это сделает.
iPhone продолжал использовать сочетание программного обеспечения и услуг, которые обеспечили успех iPod. Успех iTunes, который позволял пользователям создавать резервные копии iPhone и записывать музыку на устройство, был подкреплен развитием App Store, который позволял людям загружать и оплачивать программное обеспечение и услуги.
В 2007 году компания отказалась от своего давнего корпоративного названия - Apple Computer Inc. - и стала просто Apple, электронным джаггернаутом, который создавался шесть лет.
"Они показали миру атомную бомбу, а через пять лет у них появился ядерный арсенал", - говорит Талал Шамун, исполнительный директор Intertrust Technologies, компании по управлению цифровыми правами, работавшей в то время с музыкальной индустрией. "После этого не было и тени сомнения в том, что Apple будет владеть всеми".