Найти в Дзене
Игорь Орлов

Профессор Осипов о богоизбранности евреев и мои комментарии. Ч.2.

Оглавление

Продолжая тему о богоизбранности евреев.

Тему, начатую во вчерашней статье.

Посмотреть на богоизбранность евреев стоит несколько шире. Не через призму того, что евреи дали христианскому богословию, а почему именно они смогли открыть для человечества Бога Живого, общечеловеческого, личностного, Бога Слова и две религии. Этническую религию иудаизма и мировую, самую популярную, религию христианства.

Диалектика богоизбранности.

Мысль высказанная прот. Александром Менем (и не только им): евреи избраны Богом, потому что они прежде искали и имели потребность в открытии Бога, как Высшее, влиятельное и основополагающее начало в жизни.

-2

Евреи оказались способны понять глубину взаимодействия Бога и человека и выразить его в простых и понятных истинах, которые работают в реальности.

Пока другие племена и народности видели богов в стихиях мира, поклонялись культу и изображению их, евреи обнаружили Бога Единого. Это не боги, умилостивляющие стихии природы, а Бог – создатель человека, вдохнувший высшую природу в него, Бог, влияющий на успех истории человечества в его поисках, развитии, достижениях.

Открытие Бога евреями.

Итак, евреи, ранее других народов открыли Бога: Живого, Личностного. Бог евреев (Бог Исаака, Авраама и Иакова) есть Бог, действующий в истории человечества, в истории народов, в личной истории развития и открытий каждого ищущего и желающего прожить жизнь не зазря, человека.

Почему евреи смогли так открыть Бога?

Это вопрос второй диалектики.

Благодаря тем способностям, дарам от Бога, что они открыли в себе самих. Применили, сохранили, обеспечили условия родовой преемственности высших истин. Наверное, первым даром можно назвать дар интуиции и проницательности. Возможно, и, скорее всего, он дан не только еврейскому народу, но они первыми воспользовались им как драгоценностью.

Это дар открывать полезные идеи для жизни. С благословенной идеи – пойдет и благословенное дело, и жизнь. Так, например, создателя третьей венской школы – логотерапии (смысла жизни) – Виктора Франкла, спросили во время его приезда и выступления в МГУ: как оставаться таким любящим жизнь, таким долгожителем, как он, прошедший лишения и нацистские лагеря?

-3

Франкл ответил: надо найти и быть верным большой идее, большому смыслу жизни. Такая идея – идея, подаваемая Богом.

Притча о талантах показывает наглядно, что те, кто используют дар для дел, а не зарывают таланты в землю – получают от Бога все новые и новые дары. Это мы и наблюдаем в развитии еврейской культуры и цивилизации. Не побоюсь этого слова, повлиявшей положительно на развитие всего человечества.

Некоторое заблуждение профессора Осипова.

Профессор Осипов рассуждая о евреях в межконфессиональной полемике, говорит о них чуть ли не как о богоотступниках, которые ждут антихриста, как своего царя.

Я бы относился осторожно к таким заявлениям. В каждом обществе и в любом народе существуют ультраправые силы и настроения, но это не говорит о народе в целом.

Мне ближе здесь комментарий святого Иоанна Кронштадтского, заметившего: когда евреи следовали в своей истории Богу, Он помогал им, когда отворачивались – отворачивался. Святой делал вывод из этих наблюдений для всех людей: следуй Божьему и будешь иметь Бога в помощь.

-4

Важное замечание.

Скорее, мне ближе замечание Симхи Ротмана, современного представителя израильского Кнессета (парламента), который отметил в начале этого года, что еврейский народ является нравственным народом, несущий людям свет, моральные ценности и добро.

-5

В еврейском народе есть те же болезни человечества, что есть в любом человеческом обществе: в частности, между добром и выгодой, между циничным эгоизмом и уважительной этике взаимодействий с людьми. Но главный вопрос ни в этом.

В чем благо евреев?

Евреям, кроме интуиции и проницательности, свойственно прекрасное самосознание, самоирония, умение понимать и исправлять свои ошибки в истории, что можно назвать чуткой совестью и чутким умом, социально ориентированным.

Пример.

Да, еврей апостол Петр трижды предал Христа.

Но как он раскаялся в этом?

Как каждое утро, слыша крик петуха, падал на колени, плакал о своем предательстве и молил Христа простить его.

Многие ли готовы на такой подвиг совести? Когда прислушивается и следует ей, а не задвигаешь и подавляешь ее?

Согрешить может каждый – но найти силы и мужество глубочайшего покаяния и практического исправления – не всякий. Чуткость и мужество нужны.

Заслуга еврейского народа.

Она состоит не столько в том, что они сохранили откровение о Христе, но более. В открытии общечеловеческого Бога в истории, в самих людях – их душе, мыслях и поступках. В том, что увидели пути возрастания человека, как разумного существа, в нравственных ценностях, в единстве интуитивного ума и чуткой совести. Это первичная, главная ценность, которую не отметил профессор Осипов.

О богоизбранности. В качестве послесловия.

Мне очень понравился фрагмент из фильма «Апостол Павел: чудо на пути в Дамаск» из серии «Библейские сказания».

Там, Агарь приходит в дом Пресвятой Богородицы, видит Ее, Марию, и говорит в восхищении:

«Вы – мать Иисуса? Вы такая...особенная…избранная Богом».

На что Мария с теплом, доброй улыбкой, скромностью и смирением отвечает Агари:

«Все люди избраны Богом. Важно понять - для чего».

Этот ответ глубок и очень важен.

Есть Промысл Божий на каждого человека. И если евреям, в большинстве своем, свойственно прежде всего, с юности или детства, искать ответ на этот важный вопрос в своей жизни – опорный, то многие ли задаются таким вопросом? А ведь ответ на него - смысложизненный, духовный. От ответа зависит какую жизнь построит человек, в чем ему поможет Бог.

Правильно, счастливо прожитая жизнь – жизнь, прожитая по Промыслу Божьему (не как я хочу, не как другие хотят, но как Бог благоволит). Это не слепой фатализм, а свет смысла от Бога, в делах и жизни своей.

Евреи, насколько мне удавалось наблюдать это в реальности, склонны практически реализовать эту линию в жизни.

Секрет богоизбранности прост: чтобы Бог избрал тебя и помогал тебе, прежде всего ты сам избери Бога Владыкой Своим, Светом своей жизни, смыслом ее. Прояви мужество в реализации Богом данного смысла. А Бог не оставит.

Вот, то малое и скромное, что я хотел бы добавить к замечаниям уважаемого профессора Осипова.

Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.