Найти тему
Casus Belli

1935. Blackburn Shark IIA ВМС Португалии (NOVO/FROG F179)

Этот межвоенный самолет-торпедоносец (принят на вооружение в 1934 г.) за время своей карьеры ничем выдающимся себя не проявил, если не считать бесконечные аварии...

После того, как Дзен ввел новую политику показа публикаций, очень трудно заставить себя сесть за написание текста. На этой платформе не в почете лонгриды. Они требуют много времени и сил, и плохо монетизируются. Но я привык именно к этому формату, и самое сложное для меня – сокращать уже готовые статьи. Часто в корзину уходит больше половины, и все равно, по меркам Дзена текст остается слишком большим.

Перед «последним броском на юг», точнее – в Юго-Восточную Азию, где орудовали «государственные бандиты» Лю Юнфу, будет пара публикаций на «модельную» тематику. Да, ее плоховато читают, но в нынешнем Дзене это вообще непринципиально.

Начну, пожалуй, с Blackburn Shark

Этот межвоенный самолет-торпедоносец (принят на вооружение в 1934 г.) за время своей карьеры ничем выдающимся себя не проявил, если не считать бесконечные аварии. Виной тому был ненадежный и капризный двигатель Armstrong Siddeley Tiger VI. Отказ следовал за отказом, по вине ненадежной силовой установки гибли машины и летчики. Несмотря на долгую и мучительную доводку, «тигр» так и не «полетел». Не спасла «акулу» и замена Tiger VI на Bristol Pegasus: репутация машины была подпорчена, пилоты не желали на ней летать. Из 255 выпущенных самолетов к началу войны некоторая часть была переделана в беспилотники, каковые безжалостно бились при испытаниях авианосных катапульт, 22 машины стали буксировщиками мишеней, около тридцати потеряны в летных происшествиях и катастрофах, а остальные постепенно списывались, по мере замены их в частях на более совершенные, но в целом такие же допотопные Fairey Swordfish.

-2

Единственное, чем может быть объяснено принятие на вооружение в 1936 году в Португалии этого, прямо скажем, неудачного самолета – взятки. Всучить португальцам удалось только шесть самолетов, но и этого для одной из беднейших стран Европы было немало.

Газетное сообщение об авиакатастрофе
Газетное сообщение об авиакатастрофе
Впрочем, карьера «акул» на Пиренеях оказалась более чем коротка. 24 марта 1938 года при совершении обычного тренировочного полета над рекой Тежу близ порта Санто-Амаро, Blackburn Shark IIA с бортовым номером 5 просто… развалился в воздухе. Из трех членов экипажа погиб один – пилот тененте (лейтенант) Антониу Гонсалвеш, а двое других (бортмеханик Жоаким Пальма и радист Жоаким Насименту) отделались купанием в холодной воде. Катастрофа вызвала такой шок в португальском военном министерстве, что все полеты на «шарках» были немедленно запрещены, а оставшиеся машины выведены в резерв и в скором времени списаны.

Переходя от прототипа к модели, можно лишь констатировать, что любой, желающий иметь в своей коллекции миниатюрную «акулу», будет выбирать между перепаковками ОДНОЙ и той же модели фирмы FROG F-179 в масштабе 1:72, разработанной еще в 1968 году. За истекшие 54 года ни один другой производитель не сделал альтернативного варианта модели этого любопытного самолета.

История моделей Blackburn Shark на сайте scalemates.com
История моделей Blackburn Shark на сайте scalemates.com

Итак, выбора нет. А что есть?

Коробка – у меня была стандартная «нововская» коробка, содержимое которой ничем не отличается от содержимого коробки Hasegawa или Směr. 110 деталей, отлитых из белого (в моем случае) пластика, довольно дубовых. Примерно треть от этого числа сразу отправилась в корзину, в том числе имитация двигателя (даже неудобно так называть кружочек с полосками), закрылки и рули высоты, колесное шасси (я собирался делать вариант на поплавках) и т.д.

-6

Декали. Их не было совсем. Купленные по случаю декали «Эконики» отправились следом за «лишней» третью деталей, ввиду позорного качества. Проще всего было бы напечатать опознавательные знаки самому, но принтера с белой краской у меня нет, поэтому пришлось заказывать декали в Интернете.

Афтермаркет. Не то, чтобы на эту модель была масса предложений, но смоляной Armstrong Siddley Tiger VI все же оказался доступен; и на том спасибо. Подвешенные бомбы - также из смолы (Eduard). Пулемет – литой металлический (Mini World).

-7

Между португальским, канадским и британским вариантами мне лично наиболее интересен был португальский, как наиболее редкий. Его и сделал, но не разбившуюся «пятерку», а бортовой номер 4, который хорошо виден на фото.

Переделывать или изготавливать с нуля по ходу дела пришлось примерно все. Поскольку в 1968 году не принято было делать интерьер кабины пилота, он был изготовлен с использованием эвергриновского пластика, проволоки и некоторых непечатных выражений.

Из прочего:

  • уменьшена толщина и изменена форма крыльев. Поскольку модель делалась не с нуля, а путем реставрации, при попытке расчленить склеенные 35 лет назад детали пластик начал трескаться, и пришлось ограничиться частичным сошкуриванием имитации провисания полотна;
  • изменена форма стоек крыла и поплавкового шасси;
  • изготовлены перетяжки;
  • изготовлена расшивка;
  • установлены качалки и тяги рулей и элеронов;
  • изготовлены прозрачные козырьки;
  • изготовлены БАНО и т.д. и т.п.

Как всегда, не обошлось без косячков. Имитация нервюр не удалась автору от слова «совсем». Урок на будущее J

Резюме: с учетом полной безальтернативности данного набора, собрать из него «акулу» вполне можно, и даже интересно - при наличии нескольких десятков часов свободного времени, должным образом растущих из нужного места рук, и готовности решать заморочки с афтермаркетом (по нынешним временам получить его не так просто). Главное – отдавать себе отчет в том, что быстрой стройки не получится, если, конечно, хочется иметь достойный результат. А смотрится собранный Blackburn Shark вполне интересно.

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen. Там мы будем проводить опросы и выкладывать дополнительные материалы.
Подписывайтесь!

#моделизм

#модель самолета

#масштаб 1:72

#стендовый моделизм

#blackburn

#blackburn shark

#FROG

#NOVO

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6