Попытки создания системы образования на родном языке были предприняты представителями осетинской интеллигенции еще в середине XIX века. Однако, широкого успеха они не имели, причины этому можно найти в отчете министра народного просвещения за 1867 год: «Конечною целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом». Такая политика продолжалась до реформ 1917 года. К этому времени усилия по созданию национальной школы внутри осетинского общества стали более организованными.
Отчет инспектора образования Осетии от 1924 года, может быть использован в качестве поддержания инициативы открытия полилингвальных школ: «Исследования вопроса показало: 1. Дети охотнее сознательнее переходят на работу на родном языке; 2. При работе на русском языке дети больше всего усваивают смысл, не умея передать понятия словами, большинство слов для них непонятно; 3. При чтении развивается, собственно, техника чтения без усвоения смысла слов. Осетин будет больше образован, если школу первой ступени пройдет на родном языке». Данная информация, по мнению североосетинских исследователей, остается актуальной и по сегодняшний день.
Как показывают результаты социологических исследований, более 80% этнических осетин, учащихся начальных классов, не владеет родным языком. По сути дела, осетинский язык родным остается только для сельского населения, численность которого продолжает активно сокращаться, соответственно – и количество осетин, говорящих на родном языке.
Учитывая данную специфику языковой ситуации в республике, а также значительные различия в уровне функционирования осетинского языка в условиях города и села,можно определить полилингвальное образование в двух основных моделях: первая модель – национальный ↔ русский ↔ иностранный; вторая модель – русский ↔ национальный ↔ иностранный.
В 2003 году осетинские ученые выступили в штабквартире ЮНЕСКО в Париже с Новой Концепцией национальной школы, она была поддержана руководством ЮНЕСКО. Чуть позже во Владикавказе была открыта кафедра ЮНЕСКО, для помощи в развитии осетинского языка.
С 2004 успешно реализуется поликультурная модель полилингвального образования (ПМПО). По мнению ее создателей, она создает благоприятные условия для успешной адаптации первоклассников и обучению в начальной школе, для психоэмоционального их развития. Полилингвальная модель поликультурного образования в республике Северная Осетия - Алания обеспечивает психофизический и социально-духовный комфорт в региональном образовательном пространстве, личностно мотивированную заинтересованность обучающихся в познании языков, высокую активность и работоспособность, индивидуализацию и дифференциацию обучения и уважение.
Формирование полилингвальных классов, осуществляется с учетом степени владения детьми русским или родным (осетинским) языком. Многонациональную структуру обучающихся, с точки зрения их базовой языковой компетенции, можно разделить на две основные категорий обучающихся: 1. хорошо владеющие родным (осетинским); 2. владеющие русским языком. Для младших школьников 1 модели разработаны учебники на родном языке, с постепенным освоением русского языка, а для учащихся 2 модели – учебники на русском языке с постепенным включением осетинского языка. Преподавание учебных дисциплин в полилингвальной школе осуществляется по принципу «от простого к сложному, от хорошо знакомого к неизвестному, от регионального к общегосударственному и общемировому».
Реализация полилингвальной модели поликультурного образования в республике Северная Осетия-Алания в течение десяти лет, позволила экспериментально оценить ее эффективность в психоэмоциональном оздоровлении младших школьников. Для оценки эффективности использовались такие косвенные индикаторы, как работоспособность учащихся, степень их утомления в конце уроков, уровень тревожности и интерес к учебе. На вопрос: «Чувствуете ли вы усталость к концу уроков?» утвердительно ответили 13,8% учащихся полилингвальных классов и 30,1% – традиционных. На основании этого специалисты проводившие данный опрос решили, что у обучающихся в экспериментальных (полилнгвальных) классах высокая работоспособность на протяжении всего рабочего дня и менее выраженной степенью утомления в конце учебного дня и недели.
Экспериментальное исследование по изучению ПМПО на психоэмоциональное здоровье младших школьников проводилось на протяжении десяти лет в ГОУ прогимназия «Эрудит» и академической гимназии «Диалог» г. Владикавказа (экспериментальные группы (1 и 2 модель) – 105 учеников). В качестве контрольной группы были выбраны 94 ученика МБОУ СОШ №2 г. Владикавказа, которые обучались по традиционной образовательной модели. Результаты эксперимента показали, что ПМПО является комфортной для городских и сельских учащихся, участвующих в эксперименте.
Данный проект получил одобрение и правительства Северной Осетии-Алании, прошел экспертизу на нескольких международных форумах и получил высокую оценку у известных педагогов России. Однако, не получил дальнейшего распространения. Причина – отсутствие равноправной приоритетности при изучении основополагающих языков, по мнению родителей обучающихся. По их мнению, глубокое изучение родного языка может помешать овладению русским в условиях осетинской социальной среды, это привело к обратным результатам: дети не знают своего родного языка и крайне плохо владеют русским.
В 2017 году на базе городской школы №1 во Владикавказе открылась Аланская гимназия с углубленным изучением осетинского языка. Помимо изучения школьных предметов, обучающиеся смогут посещать внеклассные занятия на родном языке по литературе, музыке, шахматам, хореографии, театру и другие, предусмотрен курс английского языка. До второго класса все предметы в Аланской гимназии будут преподаваться на осетинском языке, в 3-4 классах будет происходить плавный переход на двуязычное обучение, чтобы уже с пятого класса школьник мог свободно понимать объяснение на русском языке. На базе Аланской гимназии с учителями проводятся организационно-педагогические и научно-методические работа по реализации требований ФГОС НОО и моделированию поликультурной модели полилингвального образования. Один из разработчиков образовательной программы гимназии Т.Т. Камболов считает, что учащиеся этой гимназии являются будущими представителями осетинской творческой интеллигенции, которая будет развивать осетинскую национальную культуру. С 2018 года открыты подготовительные группы при гимназии.
В 2017 году специалистами кафедры ЮНЕСКО (Северо-Осетинского педагогического государственного института) издан и одобрен педагогическим сообществом, полный цикл учебников и учебно-методической литературы по поликультурному и полилингвальному образованию.
В 2018 году получило дальнейшее развитие воплощение идеи внедрения в систему образования национальной модели полилингвального и поликультурного образования на дошкольном и на начальном уровнях. В рамках поддержки данной политики состоялась международная научная конференция «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества»
С сентября 2019 года в 12 дошкольных образовательных учреждениях будут сформированы группы, а в 4 школах – первые классы, образовательный и воспитательный процесс которых будет идти преимущественно на осетинском языке. С нового учебного года к полилингвальной модели образования присоединятся по два детских сада в Дигорском, Правобережном, Пригородном районах, по одному – в Алагирском и Ардонском районах, четыре – в г. Владикавказе, а также две школы в Пригородном районе, по одной – в Ирафском и Кировском районах.
С каждым годом сеть полилингвальной образовательной модели расширяется, в сентябре 2019 года она насчитывала 46 детских садов и 14 школ.
#языки #народы россии #коренные языки #родная речь #русский язык #родные языки #северная осетия-алания #осетинский язык
Федеральный институт родных языков
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»