В последние дни телевизионные новостные программы начинаются с рассказа не только о ходе СВО, но и о том, как свирепствуют пожары - в первую очередь, лесные – на огромной российской территории, в первую очередь, Сибири.
Вот и сегодня ТВ рассказали и показали, что происходит во многих регионах страны. Сообщили и о десятках погибших, сотнях пострадавших, о тысячах сгоревших жилых домов и других построек, и прочего имущества по стране за время с начала весенних пожаров.
Рассказали о женщине, которая второй раз стала погорелицей за 15 лет. Построенный государством после первого пожара дом вновь сгорел.
Не берусь говорить за других, но я уже привык к ежегодным известиям о пожарах, бушующих по всей стране, губящих и жильё и огромные площади леса, которым испокон веков гордилась Россия.
Поневоле приходят на память прежние годы, советские годы, когда подобное было трудно представить.
Впервые с дымом от горящих подмосковных лесов, а главное – торфяников – москвичи столкнулись в 1972 году.
В тот год я служил срочную недалеко от столицы, помню, что за всё лето почти не было дождей и стояла жара.
Когда дым добрался до столицы, к тушению пожаров помимо профессионалов подключили даже солдат-срочников. И очаги были задавлены.
Но чтобы пожары принимали нынешние масштабы – такого не было.
А сейчас по новостным сводкам
«в Курганской области горят 3,7 тысячи гектаров леса, в Хабаровском крае - 2,3 тысячи гектаров. Иркутская область - 1,8 тысячи гектаров и Красноярский край - 1,8 тысячи гектаров».
Кто-то скажет, что виновата природа: повсеместно шквалистые ветра разносят искры и огонь. А также повсюду - пресловутый «человеческий фактор» - люди, несмотря на все предупреждения и страшилки, сами вольно или невольно становятся поджигателями.
Что касается погоды, то погода от людей не зависит. И прежде была разная погода.
Что касается людской вины, то государство должно обеспечивать такую ответственность, при которой ни у кого и в мыслях не было бы нарушать противопожарные правила и требования.
А главное, на мой взгляд, разрушен прежний, советский, порядок, препятствовавший нынешнему разгулу огня.
Разрушая прежнее государство, г-да либерасты говорили, что в стране нет настоящих хозяев, «эффективных собственников», вот поэтому…
Но, придя к власти, почему-то уничтожили подлинных хозяев и у леса.
В прежние времена контролировали рубку леса, занимались его санитарной обработкой и тушили пожары профессионалы — лесничие. Теперь леса передали арендаторам, а лесничих, как и их полномочия, сократили.
До 2006 года в России действовал Лесной кодекс РСФСР 1978 года. Леса находились в государственной собственности и предоставлялись только в пользование.
Большинство территорий занимали госпредприятия - лесхозы и леспромхозы, а их подразделения — лесничества — осуществляли уход за лесом и его охрану.
«В 1980-х годах в СССР было более 2 600 лесхозов и леспромхозов и около 12 500 лесничеств».
У леса был реальный хозяин в лице профессиональных работников этих предприятий и структур.
Но кому-то во власти это почему-то не понравилось.
В 2000 году были упразднены Государственный комитет по охране окружающей среды и Федеральная служба лесного хозяйства. Отдельные их функции передали Министерству природных ресурсов.
Позже, в 2006 году, появился новый российский Лесной кодекс. Пользование лесами и уход за ними передавались тем, кто арендует территорию, государство оставило за собой лишь контроль за соблюдением законодательства.
Таким образом, раньше был один государственный хозяин, теперь появилась масса новых, за которыми должно надзирать государство в лице массы контролёров.
А лесничий из ответственного за свой участок леса – хозяина и работника на нём – стал надзирающим. По новому Лесному кодексу, он должен патрулировать леса, выявлять нарушения, выписывать предписания, задерживать нарушителей, изымать у них орудия совершения правонарушений, требовать исполнения предписаний.
Уже на этом этапе появляется тот самый «человеческий фактор»: можно по-разному взглянуть, например, на нарушения. И реагировать на них можно по-разному.
Как рассказывают специалисты
«Контроль за охраной лесов от пожаров, за воспроизводством, за защитой от лесных вредителей лесничие не проводят. Большую часть рабочего времени они должны сидеть у себя в кабинете за компьютером. Если бы участковый лесничий вел работу с арендаторами лесных участков, занимался разъездными работами, выявлял лесные нарушения, пресекал, а где-то и давал совет, как лучше сделать, как поступить, то наше лесное хозяйство было бы совершенно на другом этапе развития».
А ещё специалисты рассказывают о проблеме лесных пожаров
«Раньше лесхозы обязаны были тушить их сами. Если это не сделал арендатор, то у самих лесничеств были пожарно-химические станции везде, были силы пожаротушения. Два-три патрульных лесника с помощью первичных средств пожаротушения могли, как минимум, остановить огонь до прибытия пожарной команды. Сейчас, как правило, у лесничих нет ни техники, ни тем более людей для этого. Они могут только прокричать лесопользователю: у вас там пожар, бегите, нанимайте трактор, поднимайте свою технику».
«Там, где были лесхозы по 120–150 человек, остались по 10–15 человек, при этом половина из них простые сторожа. Вместо директора лесхоза, который занимался планированием, у которого в подчинении было пять лесничих с высшим профессиональным образованием, а у того еще пять лесников — остался один лесничий. И штат, и эффективность сократились в разы»,
Если у кого-то существовала надежда на то, что заботы о лесе возьмут на себя арендаторы, то она, по сути, провалилась. Сложности возникли уже на этапе их поиска. Далеко не все территории показались предпринимателям потенциально выгодными.
Поэтому-то «площадь лесных участков переданных в аренду к 2016 году (более свежих цифр в инете автор не нашёл) достигла только 241,8 млн. га. Это около 27,5% от общей площади лесов. Остальные территории, сетуют специалисты, остались фактически бесхозными».
Но отечественные «бизнесмены», связанные с лесом,
«в первую очередь жаждут оборота средств в пределах пяти-шести лет. У них нет желания заниматься должным ведением лесохозяйствования с учетом дальнейшей перспективы. Их не интересует защита лесов, их приумножение и сохранение, получение дополнительной выгоды, благодаря глубокой пилообработке, использование отходов лесопиления, охотничье хозяйство.
Процент ответственных лесопользователей, готовых планировать свою работу более чем на 100 лет вперед, по оценкам эксперта, не превышает 5–10% от всех арендаторов».
Экс-министр природных ресурсов и экологии РФ Д. Кобылкин говорил о необходимости возвращения полноценного института лесничества. По оценкам министра, на это потребовалось бы около 20 млрд. рублей.
«Не всё так просто: чтобы вернуть лесника, нужно создать условия жизни для людей. Мы создадим рабочие места, в том числе в отдаленных населенных пунктах, но есть Саха (Якутия), есть Красноярский край — огромные территории, на которых нет столько населенных пунктов, чтобы разбить леса на квадраты. Для усиления авиационного патрулирования нужна легкомоторная авиация, которой нет в нужном объеме».
Остались ли такими же планы у нынешнего министра А. Козлова, не знаю.
Но уверен, что 20 млрд. рублей - не та сумма, чтобы её не найти в казне, памятуя о человеческих жизнях, страданиях людей, уничтоженном огнём имуществе только в этом году. А если вспомнить о всех потерях за последние годы, то те миллиарды покажутся пустяшной суммой. Особенно на фоне потерянных 300 млрд. инвалюты.
Пока же ответственными за борьбу с пожарами названы регионы. "Центр" им выделяет на это деньги.
Не представляю, как регионы смогут оперативно решать вопросы с той же, например, пожарной авиацией МЧС.
Опасаюсь, что "у семи нянек дитя останется без глаза". Как и сейчас.
И о "человеческом факторе".
Люди продолжают жечь и мусор, и сухую траву, и костры...
Помнится, ранее иногда проходили "выездные судебные процессы" с полными залами публики.
Вот надо бы и злостных поджигателей судить в таком процессе с трансляцией суда местными СМИ. И наказание должно быть нешуточным, да ещё и с конфискацией имущества. Чтобы не только до мозгов дошло, но до ливера.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.