Идея свободы мысли и творчества в наше время обрели наибольшую популярность за всю историю человечества. Сложно даже подумать о том, что каких-то сто лет назад людям приходилось в подполье изучать запретную литературу, собираться в анонимные кружки по интересам, а также буквально драться, чтобы продвинуть свое видение в массы.
Сегодня в статье – борьба за свободу творчества и жизненный путь автора множества приемов в фотографии, рекламе и искусстве Александра Родченко.
Детство и юность
Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге. С ранних лет мальчик был связан с искусством: он вместе с семьей жил над театром, в которым директором был его отец. Однако полу-театральная жизнь достаточно быстро наскучила ему.
В 1901 году семья переезжает в Казань, где юный Александр начинает учиться на зубного техника. Отработав несколько лет по специальности, он в очередной раз понимает, что это не то, чем он хотел бы заниматься.
В 1911 году, юноша становится вольнослушателем в Казанской художественной школе и через год, успешно сдав экзамены, поступает в класс живописи.
Творческие годы и обретенное счастье
В ходе учебы он знакомится со своей будущей женой – Варварой Степановой, увлеченной модерном и формой цветов. Вместе, они будут организовывать выставки, а также искать «свой» стиль. Совместная жизнь супругов, где бы они не останавливались, превращалась в жизнь в художественной мастерской.
Спустя время автор начинает увлекаться кубофутуризмом. Стремление ровняться на Маяковского, а также освободить живопись от формализма, работая только с пространством и формой приводит молодого человека к одному из дел всей жизни.
В конце 1915 года Александр вслед за своей супругой переезжает в Москву. Там, он знакомится со многими культовыми личностями, а также участвует в своей первой экспозиции.
Спустя несколько лет авангардисты начинают сотрудничать с большевистским движением. Герой занимает пост секретаря в созданном профсоюзе художников. Продолжительное время он всячески занимался искусством. В один момент доже разрабатывал концепцию города «с высоты». Александр верил, что спустя года, люди именно так будут наблюдать пейзаж города.
В 1921 году Родченко объявил о конце живописи. Автор утверждал, что искусство ради искусства умерло и наступил новый этап жизни страны.
«Я довел живопись до логического конца. Я выставил 3 холста: красный, синий и желтый. Все кончилось»
Реклама и промышленная фотография
На долю Александра выпало и промышленно-рекламное направление. Он первый в СССР стал делать фотоколлажи и фотомонтажи. Через время, знакомство с Владимиром Маяковским и Лилей Брик привело к многолетнему художественному партнерству.
Позднее, совместная творческая группа «Родченко-Маяковский» подарила советской истории множество плакатов для ГУМа, Резинотреста и множества других предприятий 30-х годов.
Фотография
С 1924 года Родченко полностью посвятил себя фотографии. В следствии всего опыта, у него сформировался свой авангардистский стиль, не похожий на чей-либо. Основной локацией для съемок в раннем стиле была Москва. Без характерного фона, светотеней или обобщений. Демонстрация динамики вещей была в незримом приоритете.
Герой стремился сделать свои снимки невообразимо уникальными. Даже сегодня, многие фотографы до сих пор применяют принципы, разработанные Родченко более сотни лет назад.
«Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи»
Последние годы жизни и наставления
В конце своей жизни, Александр разочаровался в советском правительстве и искусстве. Это произошло в том числе и из-за ужесточения режима. Охваченный депрессией, он искал вдохновение в обычных моментах из жизни. В 1956 году он умирает, немного не дожив до своей первой персональной выставки.
Искусство, ставшее памятником авангардизму, осталось в истории навсегда. Родченко подарил человечеству идеи вне времени и пространства. Приемы во многих областях, занимаемых им при жизни остаются действенными и сегодня.
#искусство #фотография #известная личность