Найти в Дзене
ProBeauty

Организация потребностной сферы человека

1. Потребности организма и вида. В рамках этих отношений возникают две основные жизненные задачи (потребности) организма — обеспечение себя энергией и «строительными материалами». Эти потребности можно назвать базовыми для уровня организма, или потребностями первого порядка, потому что над ними надстраиваются производные потребности второго и третьего порядков. Например, потребности второго порядка — задачи обеспечения обменных процессов кислородом, терморегуляции, изоляции от вредных внешних воздействий, вывода вредных отходов за пределы организма. Появление систем пищеварения, обеспечения кислородом, вывода отходов потребовало регуляции их работы и состояния. Это создает для организма задачу выработки специальных веществ, регулирующих работу сердечнососудистой и пищеварительной систем, систем дыхания и выделения. Это есть потребности третьего порядка. 2. Потребности природного индивида (субъекта природных отношений). Первый пласт связанных между собой потребностей или жизненных з
Оглавление

1. Потребности организма и вида.

В рамках этих отношений возникают две основные жизненные задачи (потребности) организма — обеспечение себя энергией и «строительными материалами». Эти потребности можно назвать базовыми для уровня организма, или потребностями первого порядка, потому что над ними надстраиваются производные потребности второго и третьего порядков.

Например, потребности второго порядка — задачи обеспечения обменных процессов кислородом, терморегуляции, изоляции от вредных внешних воздействий, вывода вредных отходов за пределы организма.

Появление систем пищеварения, обеспечения кислородом, вывода отходов потребовало регуляции их работы и состояния. Это создает для организма задачу выработки специальных веществ, регулирующих работу сердечнососудистой и пищеварительной систем, систем дыхания и выделения. Это есть потребности третьего порядка.

2. Потребности природного индивида (субъекта природных отношений).

Первый пласт связанных между собой потребностей или жизненных задач природного субъекта определяется отношениями по обеспечению продолжения рода. Это прежде всего две главные потребности и соответствующее им поведение: потребности, определяющие сексуальное и родительское поведение (кормление, обогрев, защита и пр.).

Они требуют решения ряда подзадач, которые выступают по отношению к ним как производные потребности:

  • потребность в устройстве места для появления и выращивания потомства (норы, гнезда, берлоги и т. д.);
  • потребность в демонстрационном поведении, привлекающем особей противоположного пола, при этом часто задача привлечения решается через морфологические изменения (изменение окраски тела, линька и пр.) и выделение пахучих веществ;
  • потребность в общении и ухаживании, обеспечивающем выбор партнера и спаривание (танцы, пение, цветовые и световые сигналы и т. д.);
  • потребность в статусе внутри сообщества. Известно, что 70–80% детенышей в стае обезьян обеспечивают три или четыре самца высших рангов, а низкоранговые самцы не участвуют в размножении, что обеспечивает качество потомства; поэтому существует выяснение отношений самцов в брачный период или борьба за статус среди самок гиены, где вожаком в стае является самка, имеющая привилегии для своего потомства;
  • потребность в охране своей территории, защите детенышей и пр.

3. Потребности социального индивида (субъекта общественных отношений). Первый пласт таких потребностей связан с положением человека как гражданина своей страны.

-2

Это потребности:

  • быть принятым страной как ее полноправный житель;
  • иметь определенный статус в стране, регионе, городе и т. д.;
  • быть руководителем (не путать с желанием войти во власть для решения своих личных задач);
  • в свободе информации;
  • в свободе объединений;
  • в социальных гарантиях от государства.

Второй пласт потребностей связан с отношениями внутри этнической группы. Прежде всего, это потребность принадлежать к этнической группе, которую человек считает своей; это признание этнической группы и статуса в этнической группе. В больших этнических группах эти потребности зачастую никак не проявляются. В малых этнических группах такие потребности более выражены, они часто ассоциируются с особыми периодами в истории того или иного этноса.

Третий пласт потребностей на уровне социального индивида (субъекта социальных отношений) — потребности человека как профессионального работника. Они включают в себя потребности в принятии профессиональным сообществом, в профессиональном выражении и одобрении, в профессиональных достижениях и статусе, а также в профессиональной подготовке.

Особый пласт потребностей:

  • потребность в принятии группой, в которую человек хотел бы входить (принадлежность к группе);
  • потребность в признании группой и стремление к высокому статусу в ней;
  • потребность в общении в группе и между группами.

Потребность в социальной безопасности. В понятие «социальная безопасность» входит также обеспечение безопасности проживания в условиях возможных природных и техногенных катастроф, террористических актов и войн и пр.

Важная потребность уровня социального индивида — познавательная потребность, которая формируется на основе природной исследовательской потребности.

Также важна игровая потребность. В игре начинает впервые формироваться и познавательная потребность человека, развитие которой идет в дальнейшем через намеренное обучение в дошкольных, школьных и вузовских учреждениях.

Эстетическая потребность в восприятии и создании красивого.

И наконец, на уровне социального индивида появляются две чисто человеческие потребности:

-3

  • в способах (как?) удовлетворения потребностей;
  • в средствах(чем?) удовлетворения потребностей.

Самое заметное место среди потребностей социального субъекта нормативных отношений занимает производная инструментальная потребность в средствах удовлетворения потребностей: в жилище, в мебели, в посуде, в одежде, в автомобилях, в теле- и аудиотехнике и пр. Дело в том, что субъект общественных отношений переходит к новому способу удовлетворения потребностей — к производству предметов, удовлетворяющих потребности, в том числе и организма (предметов, поддерживающих необходимые условия, и «предметов-средств», с помощью которых удовлетворяются различные потребности).

4. Потребности личности.

На уровне субъекта общественных отношений можно выделить особый подуровень с отношениями людей, живущих в пространстве нравственных или безнравственных отношений. Уровень личности характеризуется рядом особых потребностей, главная из которых — поиск смысла жизни. В отличие от адаптатора, в том числе социального, человек не может существовать без смысла жизни, потому что жизнь человека — не приспособление к существующим условиям, а утверждение своими действиями ценностей своей жизни.

У человека может возникнуть потребность жить по правде, справедливости, искать истину и творить добро или, наоборот, считать свое мнение истиной в последней инстанции, желать людям зла и ориентироваться на эти ценности в своем поведении. Человек не может существовать без свободы мировоззрения и личного смысла, поэтому существует такая личная потребность, как стремление к свободе.

На уровне личности потребности всегда малозаметны и представлены человеку как набор его жизненных ценностей, которые, как правило, проявляются в жизненных делах не в определении «что делать», а «как жить» и «каким быть» в соответствии со смыслом жизни. Отсюда — большая роль потребности поиска смысла жизни и потребности в самооценке в юности и в переломные периоды жизни человека. В целом действие личностных ценностей больше проявляется в отношениях людей и в функциях нравственности в делах человека и его оценках.