Найти тему
Гнёздово Project

Фронтовые годы Д.А. Авдусина

Д.А. Авдусин (нижний ряд, крайний слева) на раскопках курганов около г. Звенигород  под руководством А.В. Арциховского (нижний ряд, второй справа), 1940 г.
Д.А. Авдусин (нижний ряд, крайний слева) на раскопках курганов около г. Звенигород под руководством А.В. Арциховского (нижний ряд, второй справа), 1940 г.

Даниил Антонович Авдусин родился 20 августа 1918 г. в городе Сычевка на северо-востоке Смоленской области – и всю жизнь оставался патриотом Смоленской земли. Любовь к ней предопределила и его интерес к смоленским древностям. И хотя по настоянию родителей он сдал экзамены в Московский электротехнический институт связи и даже проучился в нем два года, любовь к истории взяла своё. В 1938 г. он поступил на исторический факультет МГУ, где на кафедре археологии его учителем стал А.В. Арциховский, почитаемый Даниилом Антоновичем до конца дней.

Между окончанием кафедры в 1942 г. и возвращением в археологию в 1945 г. в жизни Авдусина была война. Даниил Антонович, участник Курской битвы, был изранен в бою под Понырями в июле 1943 г., но воля к жизни и богатырская физическая сила спасли ему жизнь — он вышел из боя, истекая кровью, опираясь на ручной пулемёт как на костыль [на протяжении всей жизни Авдусин очень страдал от последствий этих ран, остро чувствуя боль при малейшем изменении погоды - прим. GP].

Г.А. Авдусина, Д.А. Авдусин, А.В. Арциховский и А.Ф. Медведев, Новгород, 1947 г.
Г.А. Авдусина, Д.А. Авдусин, А.В. Арциховский и А.Ф. Медведев, Новгород, 1947 г.

Война предопределила две темы в жизни Даниила Антоновича: первая — горячая ненависть к врагам, пришедшим на Русскую землю и разорившим его любимую Смоленщину; традиционно недружелюбное отношение к немцам, существовавшее в Московском университете со времен боровшегося с немецким засильем М.В. Ломоносова, дополнялось общим в науке неприятием нацистских конструкций, призванных демонстрировать культуртрегерскую роль «высшей» германской расы на Востоке — для этой демонстрации оккупанты прибегали и к данным археологии, в том числе к результатам раскопок в Гнёздове.

В этих тенденциях усматривали «норманизм», извечную теорию неспособности славян создать собственную культуру и государственность. И хотя дивизия СС «Викинг» не участвовала в Курской битве, пребывая в резерве, Авдусин был далек от романтического восприятия викингов, распространившегося у части послевоенного поколения, которое зачитывалось «Старшей Эддой» и увлекалось голливудской продукцией (в 1958 г. вышел фильм «Викинги», позднее попавший в советский прокат): он оставался страстным «антинорманистом».

Вторая тема — лирическая, позволявшая выживать в страшные годы: военные песни «Горит свечи огарочек», «Старинный вальс „Осенний сон“» стали непременным репертуаром Смоленской экспедиции, в котором Авдусин солировал своим замечательным тенором.

Сержант Д.А. Авдусин, февраль 1944 г.
Сержант Д.А. Авдусин, февраль 1944 г.

Даниил Антонович редко вспоминал о войне и, как бóльшая часть ветеранов, не живописал подвигов, но память о павших солдатах чтил свято. Раскопки в Смоленске и Гнёздове, которыми Авдусин руководил, начинались летом, и если в это время экспедиция уже работала, то 22 июня он приносил к памятнику павшим — «Серебряному солдату», расположенному на границе Лесной курганной группы, простые полевые цветы, растущие поблизости…

[Из статьи: Петрухин В.Я. Даниил Антонович Авдусин // Гнёздовский археологический комплекс. Материалы и исследования. Вып. 1. М., 2018 — С. 5 – 11] (полная версия публикации доступна по ссылке)