Даниил Антонович Авдусин родился 20 августа 1918 г. в городе Сычевка на северо-востоке Смоленской области – и всю жизнь оставался патриотом Смоленской земли. Любовь к ней предопределила и его интерес к смоленским древностям. И хотя по настоянию родителей он сдал экзамены в Московский электротехнический институт связи и даже проучился в нем два года, любовь к истории взяла своё. В 1938 г. он поступил на исторический факультет МГУ, где на кафедре археологии его учителем стал А.В. Арциховский, почитаемый Даниилом Антоновичем до конца дней.
Между окончанием кафедры в 1942 г. и возвращением в археологию в 1945 г. в жизни Авдусина была война. Даниил Антонович, участник Курской битвы, был изранен в бою под Понырями в июле 1943 г., но воля к жизни и богатырская физическая сила спасли ему жизнь — он вышел из боя, истекая кровью, опираясь на ручной пулемёт как на костыль [на протяжении всей жизни Авдусин очень страдал от последствий этих ран, остро чувствуя боль при малейшем изменении погоды - прим. GP].
Война предопределила две темы в жизни Даниила Антоновича: первая — горячая ненависть к врагам, пришедшим на Русскую землю и разорившим его любимую Смоленщину; традиционно недружелюбное отношение к немцам, существовавшее в Московском университете со времен боровшегося с немецким засильем М.В. Ломоносова, дополнялось общим в науке неприятием нацистских конструкций, призванных демонстрировать культуртрегерскую роль «высшей» германской расы на Востоке — для этой демонстрации оккупанты прибегали и к данным археологии, в том числе к результатам раскопок в Гнёздове.
В этих тенденциях усматривали «норманизм», извечную теорию неспособности славян создать собственную культуру и государственность. И хотя дивизия СС «Викинг» не участвовала в Курской битве, пребывая в резерве, Авдусин был далек от романтического восприятия викингов, распространившегося у части послевоенного поколения, которое зачитывалось «Старшей Эддой» и увлекалось голливудской продукцией (в 1958 г. вышел фильм «Викинги», позднее попавший в советский прокат): он оставался страстным «антинорманистом».
Вторая тема — лирическая, позволявшая выживать в страшные годы: военные песни «Горит свечи огарочек», «Старинный вальс „Осенний сон“» стали непременным репертуаром Смоленской экспедиции, в котором Авдусин солировал своим замечательным тенором.
Даниил Антонович редко вспоминал о войне и, как бóльшая часть ветеранов, не живописал подвигов, но память о павших солдатах чтил свято. Раскопки в Смоленске и Гнёздове, которыми Авдусин руководил, начинались летом, и если в это время экспедиция уже работала, то 22 июня он приносил к памятнику павшим — «Серебряному солдату», расположенному на границе Лесной курганной группы, простые полевые цветы, растущие поблизости…
[Из статьи: Петрухин В.Я. Даниил Антонович Авдусин // Гнёздовский археологический комплекс. Материалы и исследования. Вып. 1. М., 2018 — С. 5 – 11] (полная версия публикации доступна по ссылке)