Часто родители сравнивают своих детей со сверстниками, братьями/сестрами, сыном подруги итд: «Вот у тети Светы Миша молодец, уже читать умеет, а ты что?».
Может показаться, что такое сравнение должно зарядить ребенка мотивацией к действию, но это не так. Ребенок лишь начинает злиться и воспринимает такое в штыки.
Просто представьте!
Приходит ваш муж с работы и говорит: «Вот у Андрея жена сегодня утку запекла, квартира всегда убрана, а ты мне пельмени, да суп вчерашний, игрушки везде валяются, пыль кругом». Что вы при этом почувствуете? Хочется ли равняться на жену Андрея?
Так и ребенку будет казаться, что он недостаточно хороший для своих родителей, что его не любят. Постоянные сравнения с другими приведут в будущем к негативным последствиям. Малыш вырастет и всю жизнь будет доказывать окружающим, что он все-таки хороший человек, будет ждать, что мама, папа и другие люди будут хвалить и говорить, какой он молодец.
Есть и другая сторона медали. Ребенок, которого приводили в пример, подсознательно считает, что он должен быть идеалом во всём. Для этого он будет действовать в ущерб себе. Это грозит в будущем «синдромом отличника» и невротическими расстройствами.
А как надо? Как мотивировать ребенка к действию?
1. Сравнивайте настоящие достижению ребенка по отношению к его предыдущим умениям.
“Смотри, ты научился ездить на двухколесном велосипеде. Еще неделю назад у тебя не получалось. Супер! Ты хорошо поработал!”
2. Помогите малышу осознать его возможности.
«У тебя не очень получается с английским, это ничего страшного, зато ты отлично понимаешь математику»
3. Если у ребенка что-то не получается и он расстраивается из-за этого, говорите ему, что все всем важны усердие и тренировка.
“- Мам, у меня не получается говорить букву Р/ садиться на шпагат/кататься на роликах/ писать буквы.
- Дочь, если ты продолжишь заниматься, тренироваться, у тебя все получится. Для того, чтобы чему-то научиться нужно приложить усилия. У тебя все получится!”
4. Хвалите своего ребенка. Это очень важно.
“Ты большой молодец! У тебя лучше получается!”
“Ты умница! Очень интересный рисунок!”