Найти тему
WaveForum | Музыка и звук

Работа с плэйбэком на концерте в Ableton Live | Иван Сысо

Оглавление
Иван Сысо — специалист в области студийной и концертной звукорежиссуры, аранжировщик, микс инженер. Также сотрудничал с такими артистами, как Нервы, OFFMi, Миша Марвин, AMCHI, ЛОВИ МОМЕНТ, ZESKULLZ, PRAVADA, Восемь по Гринвичу, ALISA VOX, BEZZA, Jambazi.
Иван Сысо — специалист в области студийной и концертной звукорежиссуры, аранжировщик, микс инженер. Также сотрудничал с такими артистами, как Нервы, OFFMi, Миша Марвин, AMCHI, ЛОВИ МОМЕНТ, ZESKULLZ, PRAVADA, Восемь по Гринвичу, ALISA VOX, BEZZA, Jambazi.

Во время живого исполнения на концерте или репетиции, важно, чтобы композиции звучали также ярко и плотно, как и в записи. Чтобы добиться этого, звукорежиссеры используют плэйбэки — заранее записанные и обработанные фрагменты, которые звучат на фоне исполняемого материала.

Сегодня звукорежиссер группы Кис-кис Иван Сысо делиться своим опытом работы с плэйбэком.

Как организован проект, как удобно его использовать во время выступления.

Работа с плэйбэком

Для воспроизведения аудио используется Ableton Live.
Весь процесс расстановки аудио и работы с плэйбэком происходит в окне «Live» (Рисунок 1).

Рисунок 1. Проект с плэйбэками в Ableton Live
Рисунок 1. Проект с плэйбэками в Ableton Live

В Ableton Live есть еще аранжировочное окно, где происходит работа над семплами и структурой композиции (Рисунок 2).

Рисунок 2. Аранжировочное окно в Ableton Live
Рисунок 2. Аранжировочное окно в Ableton Live

В нашем случае используется лайв окно, так как файлы уже подготовленные и нам их нужно только запускать.

Рисунок 3. Live окно в Ableton Live
Рисунок 3. Live окно в Ableton Live

Внутри проекта плэйбэк разделён на:

  • дополнительный бас
  • ударные (перкуссии)
  • дополнительные гитары
  • синты
  • бэк-вокал
  • клик барабанщицы
  • клик музыкантов

(Рисунок 3)

Разделяю плэйбэк на мелкие части для того, чтобы можно было корректировать баланс инструментов, длину, добавление дополнительных партий, изменение структуры.

Рисунок 4. Live окно в Ableton Live с выделенной областью направления каналов в микшерный пульт
Рисунок 4. Live окно в Ableton Live с выделенной областью направления каналов в микшерный пульт

Обычно эти корректировки делаются после того, как группа сыграет материал на репетициях и концертах. После живого выступления становится понятно как плэйбэк взаимодействует вместе с группой.

Ещё один плюс разделения вашего плэйбэка в том, что можно группы инструментов назначить на определенный канал в пульте для удобного микширования. (Рисунок 4)

Обычно в пульт у меня приходит три стереогруппы: перкуссии, синты с гитарами, бэк вокалы, и отдельно клики для барабанщицы и музыкантов.

Рисунок 5. Клики музыкантов
Рисунок 5. Клики музыкантов

Клики находятся в проекте в виде аудиодорожек. Звук был выбран из стандартных, похож на электронный короткий ковбел.

В самом начале, когда запускается плэйбэк, звучит отсчёт по-русски «раз, два, три, четыре», для того чтоб музыканты обратили внимание и услышали отсчёт. Потом отсчёт на английском «one, two, three, four», этот отсчёт обычно считает барабанщица ударами в палки или хэт, далее первая доля и все музыканты вступают.

Рисунок 6. Очередность треков, в соответствии с сет-листом
Рисунок 6. Очередность треков, в соответствии с сет-листом

Для удобства, поиск по трекам во время выступления не используем. Перед концертом выставляется очерёдность треков и по порядку играется программа. Дополнительно весь список продублирован в сет-листе, который лежит на сцене перед глазами. (Рисунок 6)

Автор: Иван Сысо — специалист в области студийной, концертной звукорежиссуры, аранжировщик, микс инженер. Звукорежиссер группы Кис-Кис.

-8

Системное обучение с профессионалом от WaveForum