Во время живого исполнения на концерте или репетиции, важно, чтобы композиции звучали также ярко и плотно, как и в записи. Чтобы добиться этого, звукорежиссеры используют плэйбэки — заранее записанные и обработанные фрагменты, которые звучат на фоне исполняемого материала.
Сегодня звукорежиссер группы Кис-кис Иван Сысо делиться своим опытом работы с плэйбэком.
Как организован проект, как удобно его использовать во время выступления.
Работа с плэйбэком
Для воспроизведения аудио используется Ableton Live.
Весь процесс расстановки аудио и работы с плэйбэком происходит в окне «Live» (Рисунок 1).
В Ableton Live есть еще аранжировочное окно, где происходит работа над семплами и структурой композиции (Рисунок 2).
В нашем случае используется лайв окно, так как файлы уже подготовленные и нам их нужно только запускать.
Внутри проекта плэйбэк разделён на:
- дополнительный бас
- ударные (перкуссии)
- дополнительные гитары
- синты
- бэк-вокал
- клик барабанщицы
- клик музыкантов
(Рисунок 3)
Разделяю плэйбэк на мелкие части для того, чтобы можно было корректировать баланс инструментов, длину, добавление дополнительных партий, изменение структуры.
Обычно эти корректировки делаются после того, как группа сыграет материал на репетициях и концертах. После живого выступления становится понятно как плэйбэк взаимодействует вместе с группой.
Ещё один плюс разделения вашего плэйбэка в том, что можно группы инструментов назначить на определенный канал в пульте для удобного микширования. (Рисунок 4)
Обычно в пульт у меня приходит три стереогруппы: перкуссии, синты с гитарами, бэк вокалы, и отдельно клики для барабанщицы и музыкантов.
Клики находятся в проекте в виде аудиодорожек. Звук был выбран из стандартных, похож на электронный короткий ковбел.
В самом начале, когда запускается плэйбэк, звучит отсчёт по-русски «раз, два, три, четыре», для того чтоб музыканты обратили внимание и услышали отсчёт. Потом отсчёт на английском «one, two, three, four», этот отсчёт обычно считает барабанщица ударами в палки или хэт, далее первая доля и все музыканты вступают.
Для удобства, поиск по трекам во время выступления не используем. Перед концертом выставляется очерёдность треков и по порядку играется программа. Дополнительно весь список продублирован в сет-листе, который лежит на сцене перед глазами. (Рисунок 6)
Автор: Иван Сысо — специалист в области студийной, концертной звукорежиссуры, аранжировщик, микс инженер. Звукорежиссер группы Кис-Кис.