Найти тему

Несуществующее животное

Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к методике «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Тест «Злое животное» позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние; «Счастливое животное» расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого; «Несчастливое животное» показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.

Тестовые показатели

(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

  • Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.
  • Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность.
  • Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

Особенности линий

  • Штриховые линии – тревожность как черта личности.
  • Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
  • Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
  • Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.
  • Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность.
  • Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

Размер рисунка и его расположение

  • Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.
  • Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.
  • Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.
  • Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.
  • Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.
  • Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.
  • Рисунок помещен в углу – депрессия.

Тип животного в методике «Несуществующее животное»

  1. Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.
  2. Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.
  3. Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.
  4. Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.
  5. Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.
  6. Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.
  7. Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.

Составные части животного

Глаза

  • Глаза отсутствуют – астения.
  • Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.
  • Глаза с зачерненной радужкой – страхи.
  • Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.
  • Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.
  • Форма глаз искажена – невротическое состояние.

Уши

  • Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.
  • Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.

Рот

  • Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.
  • Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.
  • Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.

Голова

  • Голова, увеличенная в размере,– оценка эрудиции своей и окружающих.
  • Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.
  • Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.
  • Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.

Дополнительные детали на голове

  • Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.
  • Рога – защита, агрессия.
  • Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.

Фигура

  • Множество составных частей и элементов – мощная энергия.
  • Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.
  • Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность. Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.

Дополнительные детали и части фигуры

  • Чешуя, панцирь – потребность в защите.
  • Шипы, иглы – защитная агрессия.
  • Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы.
  • Узор на шкуре – демонстративность.
  • Раны, шрамы – невротическое состояние.
  • Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.
  • Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.
  • Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.
  • Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.
  • Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.

Хвост

  • Хвост, повернутый вправо,– отношение к своим действиям и поведению.
  • Хвост, повернутый влево,– отношение к своим мыслям, решениям.
  • Хвост, поднятый вверх,– положительная, уверенная окраска к этим отношениям.
  • Хвост, опущенный вниз,– отрицательная окраска к отношениям.
  • Хвост толстый – значимость сексуальной сферы.
  • Хвост толстый, покрытый шерстью,– очень высокая значимость сексуальной сферы.
  • Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.

Ноги

  • Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.
  • Избыточное количество ног – потребность в опоре.
  • Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.

Характер соединения ног с фигурой (корпусом)

  • Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.
  • Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.

Описание образа жизни

  • Соответствует рисунку – развито логическое мышление.
  • Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.
  • С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.

Место жизни животного

  • За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность.
  • Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.)– чувство одиночества.
  • Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.)– потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.
  • Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.)– невротическое состояние.

Питание

  • Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.
  • Ест все подряд – импульсивность.
  • Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.)– нарушения общения.
  • Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.)– невротическое состояние.
  • Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.)– невротическая агрессия.
  • Питается людьми – негативизм, агрессивность.

Занятия, игры

  • Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.)– агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.
  • Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.
  • Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.
  • Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.
  • Не любит сидеть без дела – импульсивность.
  • Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.

Некоторые особенности описания

  • Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т.п.)– напряженность в сексуальной сфере.
  • Указание на отсутствие друзей – ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей – высокая ценность общения.
  • Упоминание о врагах – боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии – боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим.
  • Сообщение об обеспечении едой – ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей.

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/test-nesushchestvuiushchee-zhivotnoe.html