Найти тему

Ценности и "ошибки" художника

Начав предыдущую статью о "Деве и веретене", я невольно сравнила стиль Скойтена и Ридделла. Они в чем-то похожи - оба имитируют гравюру, работают в черно-белом цвете и используют штриховку. Однако, у одного художника искажения черт лиц главных героев вызывает дискомфорт при прочтении (субъективно оценивается мной как "ошибка"), а у другого выглядит как само собой разумеющееся.

Слева - "Падающая девочка" Скойтена и Петерсона, справа - иллюстрация Ридделла к "Никогде" Геймана
Слева - "Падающая девочка" Скойтена и Петерсона, справа - иллюстрация Ридделла к "Никогде" Геймана

На протяжении всей книги "Падающая девочка" Франсуа Скойтен демонстрирует, что в его стиле лица меняются слабо. Он ценит фотографическое сходство. И когда происходит сильное изменение, чувствуется "фальшь", он предаёт собственную ценность. В какой-то момент техника рисунка становится важнее реалистичности и узнаваемости персонажей.

Скойтен. Мари, разные пропорции лица
Скойтен. Мари, разные пропорции лица

Я думаю это стало возможным, благодаря тому, что Скойтен меньше собственных эмоций вкладывает в героиню, меньше её "проживает", что позволило ему не заметить "неприятные" лица. Зато у него отлично развитое воображение на пространство и архитектуру, объемы и планы.

Риддел. Белоснежка, тоже разные пропорции
Риддел. Белоснежка, тоже разные пропорции

Ридделл меньше прорабатывает лицо, но ценит достоверность эмоций. Его Белоснежка узнаваема всегда, как живой человек. И он не изменяет этой ценности. У Криса Ридделла, судя по всему, больше развито "эмоциональное" воображение, благодаря чему ему удается очень четко и достоверно передавать эмоции и характеры.

Ридделл. Белоснежка
Ридделл. Белоснежка

Кроме того стиль Скойтена ассоциируется у меня со словами: реалистичность, контроль, точность, правила, результат. В такой системе возникает сильный контраст, выделяющий ошибку на остальном фоне.

Скойтен, лица Мари на одной странице "Падающей девочки". На рисунке справа лицо кажется "неприятным".
Скойтен, лица Мари на одной странице "Падающей девочки". На рисунке справа лицо кажется "неприятным".
Скойтен. Мари. Похожие ракурсы, разные лица.
Скойтен. Мари. Похожие ракурсы, разные лица.

Ценности стиля Ридделла: эмоциональная достоверность, интуиция, процесс, свобода, эмоции.

Ридделл, "Никогде" Нила Геймана. Обратите внимание на сильную ассиметрию лица и фигуры
Ридделл, "Никогде" Нила Геймана. Обратите внимание на сильную ассиметрию лица и фигуры

У Ридделла изменения в пропорциях воспринимаются как особенность, как что-то живое, перетекающее и меняющееся в процессе. Форма сама по себе динамична, и деформация незаметна. это помогает передать эмоциональную достоверность.

Белоснежка Ридделла
Белоснежка Ридделла

Кроме того, ценности стиля Ридделла дают использовать изменчивость пропорций в свою пользу, для того чтобы показать изменения персонажа без потери узнаваемости.

Ридделл. Другая мама в "Коралине" Геймана
Ридделл. Другая мама в "Коралине" Геймана

Эта статья основана на предположениях и эмоциональном восприятии, и мне было бы интересно узнать, как Вы ощущаете разницу в стилях Скойтена и Ридделла? Кажутся ли Вам ошибки Скойтена такими же острыми как мне? Пожалуйста, напишите в комментариях.