Джанака был царем ведического царства Ведеха, принадлежащего к солнечной расе. Его называли "Сира-Дхваджа" - тот, в эмблеме которого плуг. Он был просветленным человеком, Первозданным Учителем (Ади Гуру). Прежде всего он знаменит по Рамаяне как отец Ситы, супруги Рамы. Дочь была ему дана Матерью-землей, когда он пахал землю на своем поле и готовился совершить Ягью для получения потомства. Также известна знаменитая сваямвара, организованная им для дочери, на которую Рама и Лакшмана пришли с мудрецом Вишвамитрой.
Джанака знаменит также благодаря великому священному наследию, дошедшему до нашего времени - "Аштавакре-Гите". Ознакомиться с этим текстом можно здесь: https://omkara.ru/library/ashtavakra Свое Просветление он испытал при жизни спонтанным образом. Это хорошо описано в главах 8-13 пятого тома (Упашама Пракараны) Йоги Васиштхи.
С царем Джанакой также известны еще две истории. В те времена жил великий мудрец по имени Вьяса, известный как автор Вед. Его сын Шука, внук Парашары, родился совершенным. Вьяса научил своего сына мудрости, а затем послал ко дворцу царя Джанаки. Царь знал, что сын Вьясы идет к нему, и заранее подготовился так, чтобы стражи не обратили на мальчика никакого внимания, когда он появится у ворот дворца. Стражи согласно распоряжению от царя предоставили ему лишь место сидения для ожидания, и Шука просидел так три дня и три ночи. Никто не обращал на него внимания, никто не спрашивал его, кто он и откуда. Его отец был очень знаменитым, которого почитала все царство, да и сам Шука был достойным почитания. Но стражи не обращали на него должного внимания, и это не задевало самолюбие Шуки.
По истечении трех дней пришли министры, знатные вельможи и приняли его с великими почестями. Они ввели Шуку в великолепные комнаты, выкупали его в благоуханной ванне, дали богатую одежду и в течение восьми дней окружали его всевозможной роскошью. Но Шука оставался беспристрастным, его серьезное и ясное лицо никак не изменилось от перемены в обращении с ним. Он оставался таким же среди роскоши, каким был тогда, когда одиноко ждал у ворот.
Наконец, его провели к царю. Царь сидел на троне, играла музыка, кругом танцевали и всячески веселились. Царь дал ему чашку молока, наполненную до краев, и попросил семь раз обойти с нею зал, не пролив ни капли. Мальчик взял чашку и пошел среди музыки и окружавших его прекрасных лиц. Согласно желанию царя, он семь раз обошел зал, не пролив ни капли молока. Ум его не был привлечен внешним миром, пока он сам не допускал этого влияния. Когда Шука принес чашку царю, тот сказал: "Я могу лишь повторить то, чему тебя научил отец и чему ты сам научился. Ты познал Истину. Иди домой".
По прошествии некоторого времени Шука стал обучать своих учеников в лесу недалеко от Митхилы, столицы царства. Джанака захотел сам стать учеником Шуки и присутствовать на его занятиях. Он отправился в лес, выразил ему почтение и сказал, что хотел бы быть одним из его многочисленных учеников и посещать его уроки.
С этого дня Джанака вел себя как самый обычный ученик. Однажды, когда царь не пришел вовремя, Шука не начал урока, пока не появится Джанака. Он сказал ученикам о том, что надо ждать Джанаку, но они принялись роптать. Они шептались друг с другом на тему того, что пришли к великому мудрецу, уверенные в том, что тот не дарит своего особого внимания царям или другим могущественным личностям. Помимо того, что они завидовали царю Джанаке, с этого дня их вера в Гуру начала ослабевать.
Шука, заметив это, решил преподать им урок. Во время общей медитации силой внушения он заставил их увидеть, будто на горизонте вся столица Митхила охвачена пожаром. И тогда каждый из учеников уже не мог медитировать, каждый стал думать о том, что может случиться с его домом. Все они бросились в город, чтобы хоть что-то спасти, но царь Джанака даже не пошевельнулся, даже не двинулся с места. Шука сказал ему, что пламя достигло дворца, и ему нужно бежать и спасать его жителей. Но Джанака знал, что все происходит по воле Бога, и никому не дано эту волю изменить. Завистливые и ропчущие ученики, кинувшись в город, обнаружили, что никакого пожара нет, что это было всего лишь иллюзией. Вернувшись назад, они были поражены стойкостью ума Джанаки. Шука ответил им, что учителю лучше иметь одного твердо приверженного Истине ученика, чем многих, не обладающих Знанием и самоконтролем.
Другая история. Однажды мудрец Нарада спросил царя Джанаку: "Достопочтенный, ты живешь в этом мире, а тебя называют Видеха, но как это возможно?" (Слово "видеха" означает "вне тела", "безтелесный") "Это очень просто, - поведал Джанака, - я тебе отвечу на этот вопрос вечером, а сейчас окажи мне небольшую услугу. Возьми вот эту крынку молока и следуй повсюду за мной, стараясь не расплескать ни капли".
Нарада взял крынку и ходил с ней повсюду за царем. Ему пришлось ходить очень осторожно, так как крынка была заполнена до краев. От этого напряжения он устал и вечером с нетерпением ожидал объяснения. Но царь прежде попросил рассказать, что тот видел вокруг, видел ли он процессии, видел ли он танцы. Нарада ответил: "Ничего, кроме этой крынки молока, потому что боялся его пролить". Тогда Джанака объяснил: "Так же и я ничего не вижу. Я все время слежу за своим вниманием, куда оно направлено, делаю все, чтобы не расплескать его, как молоко".