Найти тему
Urpguide

Куда (и почему) уезжают программисты из России

С конца февраля Россию покинуло сколько-то тысяч программистов и (более общо) it-специалистов. Самое поразительное, что никто даже не знает, сколько именно :) Одни эксперты говорят о 70 тысячах человек, другие - о 100, третьи - о 150 (примерно о такой величине говорят, например, в Российской ассоциации электронных коммуникаций)... Если добавить к ним ключевых коллег и представителей смежных профессий (тех же веб-дизайнеров, тех же инженеров, тех же аналитиков данных, тех же клиентских менеджеров), то общее число уехавших будет еще раза в 2 (а то и 3) больше.

При этом, конечно, есть и скептики, убежденные, что реальный отток составил всего 10-15 тысяч, да и те якобы не особо ценные и полезные.

Подобная "скептическая" позиция, конечно, вызывает недоумение: глупо пренебрегать даже 10-15 тысячами людей, причем людей в основном молодых, в основном с хорошим образованием, в основном неплохо зарабатывающих... Особенно на фоне того, что государство и так теряет население - взять хотя бы пандемию!..

Мы поговорили с несколькими айтишниками и узнали, куда (и почему) они уехали или собираются уехать в ближайшее время.

Респондент №1: специалист по Data Science
Возраст: 33 года
Семейное положение: женат, есть ребенок, скоро будет еще один
Статус: планирует переезд

Дата-сайнтист Павел прекрасно себя чувствовал до конца февраля, работая в небольшой, но весьма респектабельной it-компании, сотрудничавшей с зарубежными и российскими банками, а также крупными отечественными торговыми сетями. Однако в конце февраля все резко изменилось: клиенты из числа европейских банков "отвалились", отечественные клиенты резко сократили число проектов. Даже после такого сокращения доход Павла позволяет ему безбедно жить в Москве, однако резкое прекращение связей с зарубежными клиентами и партнерами, а также сам факт отсутствия явных перспектив роста зарплаты и опционов его категорически не устраивают. В настоящее время он выбирает между несколькими вариантами работы в зарубежных компаниях и в недалеком будущем, скорее всего, уедет или в Западную Европу, или в США, или в Израиль.

Респондент №2: разработчик программного обеспечения для энергетических компаний
Возраст: 33 года
Семейное положение: женат
Статус: уехал в Гонконг

Программист Андрей почти 10 лет занимается разработкой софта для энергетических компаний. Он вполне мог бы работать в штате российских компаний, однако в родной стороне почему-то не нашлось ни интересных задач, ни достойных зарплат. В прошлом у Андрея уже были длительные периоды работы в Латинской Америке, а в настоящее время он устроился в Гонконге: Андрей без проблем переносит тропических климат, а заодно очень рад возможности работать за отличные деньги в условиях отсутствия традиционной, по его мнению, для крупных российских компаний бюрократии, клановости и самодурства начальников.

-2

Респондент №3: разработчик программного обеспечения для энергетических компаний
Возраст: 35 лет
Семейное положение: женат
Статус: уехал в Грузию, выбирает страну для последующего переезда

Программиста Виталия категорически не устраивает ни внутренняя, ни внешняя политика родной страны. Отсутствие политической конкуренции, независимых сми, успешных экономических реформ его печалит уже давно, также как давно печалит и кумовство в российских компаниях (как частных, так и государственных). Поэтому Виталий уже несколько лет работает на крупную зарубежную it-фирму, налоги при этом платит в России. Однако с конца февраля возникли проблемы с банальным получением зарплаты, не говоря уже о требовании государства менять 80% валюты на рубли. Прочие "бытовые" детали вроде резкого роста цен на технику и автомобили и существенного сокращения числа авиарейсов в Европу настроение также не улучшили. Поэтому он в начале марта отправился в путешествие: посетил древние города Узбекистана, затем пару недель провел в Армении, а в настоящее время обустроился в Грузии и выбирает дальнейшие варианты для релокации (Кипр?.. Израиль?.. США?..). Кстати, налоги он сейчас платит именно в Грузии, благо, оформить патент для ИП-айтишников очень легко, а сама налоговая ставка - всего 1 (один!) процент.

Респондент №4: аналитик данных
Возраст: 24 года
Семейное положение: не женат
Статус: выбирает страну для последующего переезда

Молодой ученый Михаил в настоящее время завершает свое обучение в МГУ. Профиль его факультета не имеет прямого отношения к миру информационных технологий, однако для выполнения действительно значимых и глубоких научных исследований Михаил решил самостоятельно освоить Python, а также ряд специальных программ, что помогло еще во время учебы устроился работать в Yandex аналитиком данных. Казалось бы: совсем скоро он получит хороший диплом и благодаря работе в ведущей российской it-компании получит отличные перспективы. Однако как состояние российской науки, так и внешняя политика страны его категорически устраивают (особенно при наличии родственников, живущих на берегах Днепра), равно как не устраивает и отсутствие внятной внутренней социальной политики и стратегии развития страны: Михаил родом из глубинки и прекрасно знает, в каком состоянии находятся небольшие райцентры и тем более села и деревни в Нечерноземье...

-3

Респондент №5: художник, специализирующийся на игровых приложениях
Возраст: 32 года
Семейное положение: не женат
Статус: перебрался в Таиланд

Художник Дмитрий более 10 лет занимается разработкой художественных концепций для браузерных и мобильных игр. Как и многие специалисты подобного рода, он не входит в штат какой-то одной компании, а выполняет проекты для самых разных (причем в основном зарубежных) заказчиков, многих из которых он находится с помощью бирж высококвалифицированных фрилансеров вроде upwork; подобные биржи с конца февраля ограничили или вовсе запретили выполнение заказов для российских программистов, дизайнеров, маркетологов (тут и баны по ip, тут и ограничения на получение и вывод средств), а потому решение переехать в другую страну - а именно в Таиланд - далось легко и непринужденно. К тому же Дмитрия, по его словам, "начало подташнивать от количества бреда на российских телеканалах и уровня дискуссий в российских соцсетях".

***

Итак, Россия теряет молодых и талантливых людей. А то обстоятельство, что многие компании (в первую очередь - иностранные) предлагают варианты переезда и компенсируют сопутствующие расходы, лишь ухудшает положение дел.

Как же реагируют на это власти? И реагируют ли они вообще? Да, какие-то попытки изменить ситуацию есть: отсрочка от армии, льготная ипотека, уменьшение налогов для it-компаний... Но все это довольно странные, неуклюжие меры поддержки.

Во-первых, это выглядит как дискриминация других профессий. Разве нам не нужны агрономы, стоматологи, архитекторы или, скажем, маркшейдеры? Почему никто не говорит о льготах, отсрочках или налоговых преференциях для них?

Во-вторых, айтишники в массе своей и так зарабатывают больше, чем обычные россияне. И если у них есть возможность уехать в какой-нибудь американский мегаполис или азиатский приморский курорт, то едва ли их можно удержать льготным кредитом на квартиру в очередном безобразном 30-этажном человейнике с двором-парковкой, парой чахлых кустиков и "Магнитом" с торца дома. Очевидно, льготная ипотека - это не главное. "Технарей" (как и любых других ценных специалистов) надо удерживать интересными и сложными задачами, развитой культурной средой, плюрализмом мнений в сми, нормальным политическим ландшафтом.

В-третьих, айтишники (как и все остальные трудолюбивые люди) хотят разумной стабильности, ведь резкое сокращение контактов с зарубежными коллегами, резкий обрыв бизнес-связей с иностранными партнерами и заказчиками и идущее в связке с этим резкое уменьшение заработка, резкое сокращение поставок софта и оборудования, резкие ограничения на элементарное использование популярных it-ресурсов никому не нравятся. В России 2022 года подобной разумной стабильности у программистов и близким к ним специалистов просто нет.