Хотите узнать в предельно коротком формате чуть больше о изменениях в правилах, а также о продолжительности карьер и прыжковом контенте Олимпийских чемпионок за всю историю фигурного катания? Тогда данный материал вам будет интересен. Нам предстоит пройти путь от 1908 до 2022 года, вспомнить имена всех чемпионок и проследить за постепенной эволюцией женского фигурного катания на основе меняющегося год за годом набора прыжковых элементов. Свой рассказ я дополню небольшими табличками и видео. В рамках данного цикла статей вы сможете посмотреть все прокаты произвольных программ Олимпийских чемпионок, начиная с 1964 года.
Всю историю эволюции женского фигурного катания можно условно разделить на несколько этапов, временнЫх отрезков, именно они будут являться подзаголовками в ходе повествования.
Небольшие пояснения к табличкам ниже.
Год : год проведения Олимпийских игр
Фигуристка : Олимпийская чемпионка в данном году
Возраст : здесь первая цифра - это возраст в котором фигуристка стала Олимпийской чемпионкой, а вторая цифра - это возраст последнего соревновательного проката, т.е. окончания карьеры. В скобках количество проведенных сезонов после завоевания золота на Олимпиаде. Это важно и позволит нам сделать определенные выводы при подведении итогов.
Контент : перечисление прыжковых элементов, выполненных в порядке очередности в победной произвольной программе фигуристки на Олимпийском турнире. Обозначение прыжков общепринятое по современным правилам. Зеленым цветом выделены удачные попытки тройных/четверных прыжков, оранжевым неудачные попытки прыжков с грубыми ошибками (забегая вперед таких было совсем немного).
1908-1924 гг.
"Фигурное катание на летних ОИ. Пока без прыжков"
Интересно, что первые два Олимпийских турнира по фигурному катанию прошли в рамках летней Олимпиады. Основные принципы выявления победителя сохранились и до настоящего времени - две программы с определенными ограничениями и требованиями к исполнению элементов, которые оцениваются судейской бригадой. До 1976 года олимпийские чемпионы (и до 1973 года Чемпионы Мира) определялись по итогам двух программ - Обязательные фигуры и Произвольная программа. В рамках рассматриваемого периода 1908-1924 гг. эти программы визуально для зрителей отличались между собой прежде всего по отсутствию (обязательные фигуры) и наличию (произвольная программа) вращений, а вот прыжковых элементов женщины тогда еще не выполняли.
Возможно многие из вас не представляют, что же такое "Обязательные фигуры", которые до 1968 года составляли 60% от общего балла фигуристов на любом турнире. Собственно вычерчивание фигур на льду - это та самая основа, которая и дала название целому виду спорта "Фигурное катание". Если вкратце, то это гораздо более усложненный вариант современной дорожки шагов. Сравнение конечно некорректное, но так или иначе если мы переместимся на 100 лет назад, то увидим в исполнении фигуристов все те же петли, крюки, выкрюки, тройки и скобки, которые в определенном сочетании оставляли замысловатый рисунок/след на льду, например в виде "параграфов" или "восьмерок".
Судьи после каждого проката "фигур" выходили на лед и, в буквальном смысле слова ползая на коленях, изучали правильность геометрии оставленного фигуристом следа. Крайне утомительное и для судей, и для зрителей действо, соревнования по обязательным фигурам с большим числом участников в 60-80х годах могли продолжаться до 8 часов. Не удивительно, что в телетрансляции "фигуры" не попадали, а зрителей в преддверии произвольной программы просто ставили перед фактом, объявляя промежуточные результаты.
1928-1936 гг.
"Соня Хени"
Временной промежуток, который можно назвать именем легендарной норвежской фигуристки Сони Хени, непобедимой на протяжении 10 лет. Это период появления первого женского прыжка как раз в исполнении Сони (аксель в 1.5 оборота), после которого в 30х годах постепенно появились и остальные прыжки с одним оборотом. Тем не менее прыжки оставались второстепенным элементом, Соня побеждала за счет высокого для своего времени уровня владения коньком в рамках обязательных фигур и презентации в произвольной программе. Вот прокат Сони 1936 года специально для киносъемки, очень любопытно на мой взгляд :
1948-1960 гг.
"Двойные прыжки в качестве ультра-си"
В числе лидеров постепенно появляются североамериканские фигуристки. За рассматриваемый период времени 3 Олимпийские чемпионки из США и Канады. К слову Барбара Скотт первая и последняя Олимпийская чемпионка личного турнира в одиночном катании из Канады (в командном турнире в 2018 г. победит канадка Кэйтлин Осмонд) . Именно с прокатов Скотт в 1948 г. начинается период двойных женских прыжков в рамках Олимпиад, которые начнут преобладать над прыжками в 1 оборот с начала 60х, но это уже будет следующий этап эволюции женского фк. Пока же прыжки в 2 оборота своеобразные ультра-си, которые к тому же, в отличии от современных многооборотных прыжков, не очень сильно влияют на результат.
1964-1976 гг.
"Эра двойных прыжков и революция в правилах"
Достаточно революционный период времени, вместивший в себя множество изменений в правилах и начало эры двойных прыжков. Прежде всего нужно сказать, что начиная с 1964 года все прокаты Олимпийских игр есть в телевизионном архиве, а некоторые оцифрованы и выложены в сеть. Все чемпионские прокаты с этого периода времени вы найдете в моих статьях. С 60х годов двойные прыжки, наконец, приходят на смену однооборотным, а дальнейшее развитие станет заметно уже с началом 80х годов и переходом на тройные прыжки.
Для СССР данный период времени знаменателен дебютом советских фигуристок на Олимпийских играх. В 1968 г. в Гренобле выступали Елена Щеглова (12 место) и Галина Гржибовская (16 место).
Самая известная в истории Голландии фигуристка Шаукье Дейкстра была безусловной фавориткой 1964 г. Ее отличало и уверенное выполнение обязательных фигур, и безошибочные двойные прыжки, включая сложнейший для того времени аксель в 2.5 оборота. Как мы видим из таблички - прыжков тогда в программе было очень много, их количество по сути не регламентировалось. Шаукье выполнила в своей произвольной программе 12 сольных прыжков и один каскад. Из двойных прыжков в контенте не хватает флипа, который все еще к тому времени исполняли далеко не все фигуристки.
"Воздушная" Пегги Флеминг в 1968 г. абсолютно очаровала судей своей хореографией и владением коньком, к тому же она подошла к Олимпиаде после двух побед на Чемпионатах Мира.
Американскую фигуристку до сих пор называют одной из самых красивых и элегантных Олимпийских чемпионок в истории.
Между тем по чистоте и сложности прыжков Пегги уступила сразу нескольким соперницам, но на баллах это никак не отразилось - первые места и в фигурах, и в произвольной, как результат во многом репутационного судейства.
Пересматривая сейчас прокаты той Олимпиады лишний раз убедился, что первого места хотя-бы по итогам произвольной программы была достойна восточногерманская фигуристка, любимица советских болельщиков того времени, Габи Зайферт, которая абсолютно безупречно откатала свою программу с двумя акселями в 2.5 оборота и уверенными двойными лутцами, один из которых в каскаде. Время Зайферт наступит со следующего сезона, она дважды станет чемпионкой Мира, но в Олимпиаде 1972 года участия уже не примет, закончив карьеру за два года до этого, а ведь шансы на победу были бы очень большие.
Беатрис Шуба в 1972 г. при несколько неуверенном и "тяжелом" катании, не владея двойным акселем, одержала победу за счет исключительно мастерства выполнения "фигур", даже несмотря на то, что с этой Олимпиады они впервые были "уравнены в правах" с произвольной программой (50% на 50% от общего балла). В произвольной, кстати, Шуба заняла лишь 7 место.
У мужчин, к слову, на этой Олимпиаде произошла очень похожая ситуация - фигурист из Чехословакии Ондрей Непела выиграл золото, опередив при этом советского фигуриста Сергея Четверухина только благодаря "фигурам", хотя в произвольной программе занял 4 место. Над "фигурами" начали "сгущаться тучи", которые приведут к революционным изменениям в правилах с 1973 г.
Дороти Хэмилл в 1976 г. одержала победу уже по новым правилам.
На определенный промежуток времени победители стали определяться по итогам "троеборья" - появилась короткая программа, которая практически в том же неизменном виде (аксель + сольный прыжок + каскад) дошла до наших времен, а "удельный вес" обязательных фигур в общих баллах сократился до 30%. В произвольной программе по правилам значительно сокращено количество прыжков, это хорошо видно по табличке. Если говорить о технической сложности прокатов, то с 1964 г. никакого прогресса, а относительно, например, Зайферт скорее регресс.
На этом первая часть завершена. Впереди 80е годы и начало эры тройных женских прыжков, об этом уже во второй части.
Продолжение следует...
Всего доброго и до новых встреч на моем канале !