Найти тему

Великий вдохновитель мечты. Карл Брюллов. Эпоха романтизма в живописи

Лекция посвящена творчеству выдающегося русского художника Карла Павловича Брюллова, который стал первым, прославившим русскую школу живописи в Европе.

Автопортрет.  Брюлов К.П.
Автопортрет. Брюлов К.П.

Его исторические полотна, парадные и камерные портреты, монументальные росписи – великое художественное наследие, к которому, как к источнику вдохновения, обращались многие поколения русских художников, называвших его не иначе как Великий Карл. Обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Маврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), ордена Анны III степени; член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный общник Парижской академии искусств.

«Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Маврийского» (1821 г.)
«Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Маврийского» (1821 г.)

Сын живописца-миниатюриста, академика орнаментной скульптуры, Карл Брюллов с первых дней своей жизни находился в атмосфере искренней и глубокой любви к искусству. После окончания Академии художеств, где он учился, в частности, у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова художник отправился в Италию. Знакомство с лучшими образцами живописи, скульптуры и архитектуры потрясло Карла Павловича. Полотна Тициана, Рафаэля, Леонардо, античные статуи полностью перевернули его представление об изобразительном искусстве. Бурлящая вокруг жизнь все сильнее притягивала живописца своим многообразием и яркостью. Именно в это время он создает множество образцов великолепной жанровой и портретной живописи, проникнутые чувственной утонченностью («Итальянский полдень», 1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; «Вирсавия», 1832, Государственная Третьяковская галерея).

«Итальянский полдень», 1827
«Итальянский полдень», 1827

Тогда же окончательно сформировался и его дар рисовальщика. Брюллов выступает так же, как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты («Всадница» или конный портрет Дж. и А. Паччини, 1832, Государственная Третьяковская галерея).

«Всадница» или конный портрет Дж. и А. Паччини, 1832, Государственная Третьяковская галерея
«Всадница» или конный портрет Дж. и А. Паччини, 1832, Государственная Третьяковская галерея

Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году Брюллов побывал на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, после этого он начал работу над картиной «Последний день Помпеи». Это монументальное историческое полотно, находящееся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, по-прежнему потрясает все новые поколения зрителей своей масштабностью, мастерством исполнения и драматичностью сюжета.

«Последний день Помпеи»
«Последний день Помпеи»

На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создал целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. И все-таки, полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Примером могут служить: портрет «Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (около 1842, Государственный Русский музей); портрет «Графини Орловой-Давыдовой Ольги Ивановны, урожденная Барятинской, с дочерью Наталией Владимировной» (1834, Государственная Третьяковская галерея), где феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит, в первую очередь, как триумф искусства. В более поздних работах Брюллов достиг глубоко индивидуального подхода, позволившего ему создать широкий ряд уникальных психологических образов, ставших подлинными свидетельствами эпохи.

Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини.
Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини.
Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью.
Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью.

В 1843 году Брюллов, в числе лучших живописцев академической школы, получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Тяжёлая работа в сыром недостроенном помещении подорвала и без того слабое здоровье живописца. По настоянию врачей художник покидает Россию. Последние годы жизни живописец провел на острове Мадейра, а также в Риме, где скончался и был похоронен на кладбище в Монте Тестаччо.

Роспись плафона главного купола Исаакиевского собора
Роспись плафона главного купола Исаакиевского собора

Искусствоведы относят стиль письма Брюллова к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.

Лектор – искусствовед Езовцова Симона Геннадьевна.

14 мая (суббота) в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) состоится лекция «Великий вдохновитель мечты. Карл Брюллов» из цикла «Души неистовый порыв…», посвященного эпохе романтизма в живописи.

г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60. Тел. 201-39-82, 266-45-14.

Подробнее: romii.ru

#история искусства #музей #искусство #культура #art #история #живопись #лекции #русское искусство #романтизм