В материнстве есть несколько священных вещей. И одна из них – дверь, которую можно закрыть на замок. У меня дома запирается только дверь в ванную, поэтому именно она стала моей тайной комнатой, где я могу немного расслабиться или в одиночку съесть шоколадку.
А учитывая, что у меня и куча детей, и работа на полную ставку, и муж, и собака, и потрёпанный старый дом, и собственное тело, и полная корзина стирки, и вечно полупустой холодильник, то мне порой просто необходимо растечься лужицей по полу ванной.
В прошлый раз из процесса самоподдержки меня выдернуло состояние вышеупомянутого пола. Вместо того, чтобы жалеть себя, я стала вспоминать, когда же его в последний раз мыла. Не вспомнила… а наслаждаться шоколадками среди пыли и обмылков не хотелось.
И получилось так, что я закрылась в ванной для того, чтобы самозабвенно драить пол и рыдать. Лучше метафоры для материнства просто не найти.
Поэтому я сказала себе: “Милая моя, если ты и пореветь не можешь без того, чтобы не решать попутно какие-то проблемы, то пора уже что-то менять. Значит, пришло время просить о помощи”.
Не так давно у меня разболелась голова. Мигрень накрыла сначала шею, а потом обмотала всю голову колючим шарфом. Больно было смотреть на свет, слышать звуки и даже дышать. Я перерыла всю сумочку в поисках обезболивающего, но так ничего и не нашла. Пришлось воспользоваться звонком другу. Подруга накормила меня ибупрофеном, расспросила про боль и предположила, что приступ вызван стрессом.
Это немудрено. Когда у тебя на руках ребёнок (а при этом нужно работать и делать кучу вещей, которые и без малыша сводят с ума), то буря обязательно зародится. Прямо в твоей голове. И едва обезболивающее подействовало, а туман в глазах начал рассеиваться, я задумалась об уроке, который прямо сейчас мне преподаёт жизнь:
Когда боль стала невыносимой, мне понадобилась помощь.
Я попросила помощь – я получила её. И стало легче.
Поэтому я начала думать, куда ещё можно обратиться за поддержкой. И теперь у меня дома убирается специально обученный человек. Я пристроила соседскую девочку-подростка присматривать за малышом по вечерам, когда муж на работе. Я без стыда и без особых зазрений совести разрешила себе покупать готовую еду и полуфабрикаты, и уж тем более простила себе три килограмма, которые не скинула моментально после рождения ребёнка.
Как мать я подняла белый флаг и размахиваю им.
Потому что я не могу делать всё, и точно не могу делать всё хорошо. Это я знаю наверняка, потому что все попытки успеть везде и во всём заканчивались слезами на полу грязной ванной комнаты.
И поэтому вместо того, чтобы драить пол после работы, я играю с малышом. А на следующей неделе, когда муж будет работать в вечернюю смену, я заплачу за это соседской девчонке. А сама буду кормить старших детей любовно разогретыми полуфабрикатами и с неподдельным интересом буду слушать их истории.
Удивительно, что лишь когда я преодолела первоначальный стыд и призналась себе, что тону – я вздохнула полной грудью. Прошла мигрень. Я могу дышать. Пол ванной комнаты сияет чистотой. И мне теперь хочется поделиться со всем миром: нуждаться в помощи – не стыдно! Просить о помощи – это нормально!
Мы знаем, как тело реагирует на стресс – знаменитой стратегией “бей, беги, замри”. В глубине веков, может, за всеми этими переживаниями и стоял саблезубый тигр, но сейчас стресс проявляется в том, что мы пытаемся сделать больше, чем мы физически или эмоционально можем вынести.
Мне с головой хватает детей и работы на полную ставку. Кто-то сидит дома с малышами или же привыкает к тому, что дети выросли и живут теперь отдельно, или пытается выкроить время на сон в потоке круглосуточной работы. Для кого-то найти силы на то, чтобы встать с кровати и начать новый день – уже подвиг.
Нам всем нужно выделять время на самих себя – находить “уединение на полу в ванной”, или в любом другом месте. Тело накачивает нас гормонами стресса под завязку. Спасибо природе, что научила меня убегать от гигантских кошек, но сейчас этот навык мне не сильно нужен.
А нужно лишь одно – мужество размахивать белым флагом и просить о помощи.
И шоколадка.
Вы знаете где меня искать – на (чистом) полу в ванной.
Авторский перевод проекта @pro_roditelstvo (автор: Liz Petrone).
Поделитесь в комментариях, разрешаете ли вы себе просить о помощи? Какие эмоции поднимаются, когда вы кого-то просите или хотите попросить? Что вас останавливает, если вы этого не делаете?