"Прошлой ночью мне приснилось, что я вернулась в Мэндерли" ...
Так начинается роман Дафны Дюморье "Ребекка". Интрига и напряжение заданы с самого начала. Прекрасное поместье в блеске лунного света манит и зовет к себе, но увы! От Мэндерли остались руины, обгоревшие останки роскошного особняка, и ... память. Память, которую нельзя уничтожить ни огнем, ни стереть коварным временем. В этом черном остове по-прежнему живут призраки. Говорим "Мэндерли", подразумеваем "Ребекка"...
Вкратце о сюжете: молодая девушка, имя которой остается неизвестным на протяжении всего романа, после смерти родителей устраивается компаньонкой к вздорной и вульгарной миссис Ван Хоппер. Та очень богата и в той же мере невоспитанна. К тому же, пожилая дама страстно желает приобщиться к миру богемной аристократии. К своей компаньонке она относится как к вещи, фактически не считая ее за человека. Так, обслуга, "подай-принеси", не более того. Вот тут у меня возникает резонный вопрос: зачем героиня живет с ней, безропотно терпит столь унизительное отношение? Да, она платит ей деньги, и все же... Миссис Ван Хоппер не скрывает своего пренебрежения к девушке, и кажется, даже наслаждается этим. Если не ошибаюсь, в то время ( начало 20-х годов ХХ века) женщины уже могли работать. Это лучше, чем быть приживалкой у богатой и заносчивой старухи. Хотя, справедливости ради отмечу, что в одной из сцен есть намек на то, что героиня из благородного, но обнищавшего рода. Если так, то понятно, почему она выбрала работу компаньонки, а не телефонистки или школьной учительницы.
В одном из отелей Монте-Карло девушка знакомится с богатым аристократом Максимилианом де Винтером ( анг. Maximilian de Winter). С вашего разрешения буду писать именно так, хотя правильно было бы "де Уинтер". Но для нашего слуха это так же дико, как вместо "доктор Ватсон" (англ. Watson) сказать "доктор Уотсон". И хоть вначале Максим кажется ей мрачным и замкнутым (год назад погибла его жена Ребекка), между ними возникает симпатия. Вскоре де Винтер неожиданно делает героине предложение руки и сердца, чем изрядно удивляет завистливую миссис Ван Хоппер. Девушка соглашается. Теперь она новая миссис де Винтер и хозяйка огромного английского поместья Мэндерли.
А дальше все как в моих любимых готических романах. Молодожены прибывают в Мэндерли, огромное, старинное поместье с великолепным парком и видом на море из комнат верхних этажей. Но вот что странно: апартаменты покойной хозяйки до сих пор закрыты, а внутри там все так, как было при ней. Этому способствует экономка миссис Дэнверс, мрачная и жуткая особа, которая пришла в Мэндерли вместе с Ребеккой после ее замужества. Миссис Дэнверс держит штат прислуги в ежовых рукавицах, поддерживая когда-то заведенный Ребеккой порядок. С первых же дней она ясно дает понять новой леди де Винтер, что ничего менять не собирается. Вот тут-то бы хозяйке топнуть ногой и показать высокомерной домоправительнице, что в поместье теперь другая власть и другие правила. Но нет! Вместо этого безымянная героиня пугается, смущается, считает себя беспомощной, слабой и некрасивой. То ли дело Ребекка! Надо сказать, что частично в костер ее комплексов подкидывают дрова родственники и слуги, постоянно упоминающие покойную мадам всуе. Та и верхом прекрасно ездила, и управляла яхтой, вела дом и устраивала сногсшибательные балы, которые были гвоздем светского сезона. А уж о ее красоте и вовсе ходили легенды! Нашей маленькой хозяйке большого дома всюду мерещится призрак Ребекки, хотя это, скорее, метафора всего прошлого. Кажется, эта женщина повсюду. Дом, как и прежде, живет по ее правилам.
Как все-таки отличается наше восприятие книг в разные периоды жизни! Впервые я читала "Ребекку" в юности и очень сочувствовала главной героине. Мне казалось, что я вместе с ней брожу по длинным коридорам особняка, пугаясь собственной тени. Везде недомолвки, загадки, и дух Ребекки, как немой укор новой хозяйке дома. Он словно говорит, издевательски посмеиваясь: "Никогда, никогда ты не займешь мое место! Здесь только одна леди де Винтер, а ты так и останешься робкой безымянной простушкой!"
Но сейчас я снова читаю о злоключениях героини и думаю: "Какого черта?" В самом деле, откуда эта жуткая закомплексованность и неуверенность в себе? Почему в особняке распоряжается какая-то миссис Дэнверс? Она остается в доме даже после выходки с платьем (не буду раскрывать все перипетии сюжета для тех, кто не читал).
Да и сам Максим отчасти виноват в том, что его жена пала духом и не верит в себя. Он не делает ровным счетом ничего, чтобы помочь ей освоиться в доме, взять управление в свои руки. И все же его сложно винить в этом, зная, какой тяжкий груз он носил в душе...
Образ экономки Дэнверс выписан мастерски. Внешне черствая, безэмоциональная и расчетливая, внутри же фанатичка, причем опасная. Она слепо предана Ребекке даже после смерти последней. В доме настоящий культ бывшей хозяйки. Даже статуэтки купидонов должны стоять там, где их оставила Ребекка. Это похоже на религиозную экзальтацию, граничащую с душевным расстройством.
Я часто думала над тем, почему мы так и не узнали имя главной героини. Думаю, автор хотела усилить этим эффект присутствия Ребекки. Ее нет, она умерла, но все же продолжает жить в воспоминаниях миссис Дэнверс, в запертых комнатах дома, в кошмарах и страхах главной героини, в мучительном чувстве вины Макса. Демоническая женщина, femme fatale!
В итоге, главные герои находят свое счастье, но чем они должны пожертвовать ради этого?
Дафна Дюморье определённо "мой" автор. В планах прочитать ее "Трактир Ямайка" (в другом переводе "Постоялый двор Ямайка").
И немного об экранизациях романа.
Режисер первого фильма Альфред Хичкок, в главных ролях Лоуренс Оливье и Джоан Фонтейн. В роли миссис Дэнверс Джудит Андерсон. 1940 г.
Минисериал "Ребекка" 1997 года. Считаю эту версию классической и наиболее приближенной к роману (да простят меня фанаты Хичкока !) В ролях Чарльз Дэнс и Эмилия Фокс.
Данверс - Дайана Ригг (получившая за эту роль премию Эмми). Когда перечитываю книгу, представляю именно этих актеров.
Фильм "Ребекка" , 2020 год.
В главных ролях Арми Хаммер и Лили Джеймс. В роли экономки Кристин Скотт Томас.
Мне этот фильм не понравился. Пустой, поверхностный. Но красивый.
Если вы не читали "Ребекку" Дафны Дюморье, прочтите! Там и любовь, и мистика, и тайны... Скучно точно не будет.
Друзья, если вам понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал!