Найти в Дзене
Сельская нива

Не все вернулись с фронта

Когда началась Великая Оте-чественная война, моей маме, Нине Фёдоровне Шацких (в девичестве Беляевой), было всего полтора года, а её старшему брату Станиславу исполнилось 4 года.

Большая семья

Жили они всей семьёй в доме родителей отца. Конечно, она не могла помнить начало войны. Но время шло, маленькая Нина подрастала, и детская память начала принимать происходящие вокруг события. Она говорит, что соседи и в её семье ежедневно спрашивали друг у друга о фронтовых новостях.

Отца, Фёдора Никитовича, на фронт не взяли. Он был работником райкома партии и его оставили в тылу в качестве командира истребительного отряда. Эти отряды занимались охраной важнейших объектов, прочесыванием лесов, оврагов с целью задержания парашютистов, дезертиров, преступников. Мама рассказывала: «Я помню, как к нам в дом приезжали на лошадях военные в белых бушлатах и портупеях. Тогда дед уводил лошадей в сарай, подальше от посторонних глаз. В доме закрывали окна толстыми одеялами, зажигали лампу. Дети в это время были отправлены на печку. А военные раскрывали на столе большую карту и что-то долго обсуждали. Мама очень переживала, боялась, что если в село придут фашисты, то истребят всю семью».

-2

Она вспоминает, что её мама, а моя бабушка Прасковья Тихоновна, часто плакала, потому что проводила на фронт братьев. Бабушка родилась и жила в селе Крутогорье (тогда Боринского района) в многодетной семье Хабаровых. Родители умерли ещё до войны. У них было четыре дочери и пятеро сыновей. Прасковья вышла замуж за Фёдора в село Боринское. Самый старший брат Николай жил со своей семьёй в селе Крутогорье, второй брат Иван завёл семью в соседнем селе Пады, Михаил женился и обзавёлся семьёй в селе Грязное, а младшие братья Фёдор и Дмитрий остались жить вместе с сёстрами Ольгой, Натальей и Екатериной в родительском доме в Крутогорье. Днём работали в колхозе, вечером ходили на сельский пятачок, мечтали, строили планы дальнейшей жизни. Но в июне 1941 года война перечеркнула всё и разделила жизнь каждого гражданина Советского Союза на «до» и «после».

«Вставай, страна огромная»

Уже 28 июня 1941 года Хабаровы провожали на фронт самого младшего Дмитрия. Бабушка говорила, что  это было настоящим горем, Митя был рождён в 1921 году. Рядовой Дмитрий Тихонович Хабаров пропал без вести в январе 1944 года. Больше о нём ничего не известно.

Вслед за младшим братом Боринским райвоенкоматом был призван на фронт 22-летний брат Фёдор. Он служил сержантом в 160-й стрелковой дивизии командиром отделения. Принимал участие в жестоких боях на Курском направлении. Был ранен. Умер от ран 22 мая 1942 года. Фёдор Тихонович Хабаров захоронен в деревне Карандаково Тимского района Курской области.
14 декабря 1942 года попрощался с женой Еленой, дочерью Клавдией и сыновьями Александром и Николаем ещё один брат – Иван, 1901 года рождения. Рядовой Хабаров Иван Тихонович пропал без вести в августе 1944-го.

Пришлось оставить жену Анастасию и пятилетнего сына Александра в селе Грязное и брату Михаилу. Он защищал Родину в страшных Сталинградских боях. В тех местах фашисты сравняли с землёй сёла и деревни. Рядовой Хабаров Михаил Тихонович 18 декабря 1942 года умер от ран и захоронен в совхозе «Пролетарский» Иловлинского района Сталинградской области. Сын Александр рос без отца под присмотром бабушки и дедушки. Стал прекрасным специалистом и работал на модернизированных станках Липецкого тракторного завода. Не раз был представлен к правительственным трудовым наградам. Если бы отец был жив, то непременно гордился сыном.

Тяжёлым было расставание с братом Николаем 30 января 1942 года. Перед самой отправкой на фронт от тифа умерла его жена. А в семье остались четверо детей: 15-летняя Маруся, Александр, Виктор и 6-месячный Сергей. Болела душа солдата о детях. Они остались одни в маленьком домике у реки в местечке, которое в Крутогорье называли «паром». Я сейчас не могу даже представить, как юная девочка справлялась с братьями и выхаживала младенца? Ей помогала старшая сестра отца, Ольга Тихоновна. А Наталья Тихоновна в это время уехала в Подмосковье на оборонные работы. Там женщины рыли окопы, чтобы не пропустить врага к столице. Дома никто не сидел. Всё женское население работало в колхозе. На работу ходила и Маруся, а Сергея брала с собой в поле. Как же нужна была детям поддержка отца. Провоевав год, рядовой Хабаров Николай Тихонович пропал без вести в декабре 1942 года.

-3

В списках – имена родных

Женские сердца сестёр Ольги, Натальи и Прасковьи рвались на части, глядя на этих детей. Они, как могли, помогали своим участием и продуктами. А какие в военное время продукты? Все жили впроголодь. Но время шло, ребята подрастали. Закончилась тяжёлая война, и начался послевоенный голод.

Моя бабушка, Прасковья Тихоновна, сшила мальчишкам-сиротам сумочки («котомки») и сказала им: «Лучше побирайтесь, но только не воруйте!». Когда я первый раз услышала эти слова, онемела от кома в горле. И каждый раз, вспоминая рассказ бабушки, не могу сдержать слёзы. Александр ушёл служить моряком на флот. Всю жизнь прожил в Боринском, был хорошим мотористом на производстве. Виктор получил в ремесленном училище профессию каменщика и был отличным кладчиком на стройке. Самый младший Сергей работал на тракторном заводе. А Маруся осталась в родном колхозе села Крутогорье, ходила на свёклу, родила дочь Нину и воспитала её одна, помогала присматривать за внучкой Надюшкой. Надежду Анатольевну Газину хорошо знали жители Крутогорья. Она работала учителем в школе, а потом педагогом Центра дополнительного образования Липецкого района. К сожалению, неизлечимая болезнь рано унесла её жизнь. Да и сама Хабарова Мария Николаевна умерла рано. Военные переживания, лишения сделали своё дело.

Долго горевали сёстры по погибшим братьям. Старшая Ольга писала запросы в военкомат. Но похоронки получили только на Фёдора и Михаила. Военные сайты помогли немного прояснить даты гибели остальных братьев Хабаровых.

Есть только одно место, куда моя мама, племянница погибших Хабаровых, может в День Победы положить цветы к подножию памятника. Это обелиск погибшим односельчанам в селе Крутогорье. Каждый год мы едем туда, где в списках есть имена наших родных.

Хочется сказать спасибо работникам Падовского сельского поселения и Центра культуры за сохранение памяти о погибших земляках. Когда мы в прошлом году, возложив цветы, зашли в сельский клуб, у моей мамы перехватило дыхание. На неё смотрели с фотографий все пятеро братьев Хабаровых! Значит, память о них жива в родном селе, где они родились и выросли, откуда ушли защищать Родину.

Больше интересного на нашем сайте и мессенджерах сельскаянива.рф, vk.com/selniva, ok.ru/selskayni, t.me/selniva

-4