Часть 1
Этой статьёй я начинаю публикацию материалов посвященных космическому кораблю Буран. Несмотря на то, что в интернете достаточно много материалов посвященных этой теме, до сих пор имеются белые пятна в этом грандиозном проекте. Например на самом известном рускоязычном сайте Буран.ру и многих других сайтах остаются открытыми вопросы деятельности экипажа, вопросы его формирования и подготовки. Кто, когда и как должен был летать на этом корабле. Как они должны были выполнять свои функции. Эта тематика почти не раскрыта.
Эти материалы и многие другие помогут раскрыть эту тему. Все они представляют собой часть большого архива, который автор собирал в процессе работы в летно-испытательной службе РКК «Энергия» и ЦПК (центре подготовки космонавтов).
Модуль кабины (МК)
Модуль кабины разделён на 2 отсека Командный отсек (КО) включает рабочие места (РМ) 1, 2, 3, 4, 5, 6 и Бытовой осек (БО)
И так КО (командный отсек)
Лестница из БО (бытовой отсек) в КО
Вид из БО в КО
КО внутри
Впереди РМ 3 (рабочее место) слева РМ 1, 2, справа РМ 4, 5 РМ 6 расположено за спиной у снимавшего.
РМ 6
По задней станке КО располагаются зоны рабочих мест операторов РМ-4 и РМ-5.
РМ 4 рабочее место навигации, сближения и стыковки с ручками управления
РМ5 рабочее место системы бортовых манипуляторов (СБМ)
В зоне РМ - 4 установлены: печатающее устройство, пульт дистанционного управлении, навигационный планшет, курсомер, пульт управления, ручки управления ориентацией и перемещением.
В зоне РМ - 5 установлены: пульт управления, две ручки управления, динамик. Справа от РМ - 5 смонтирована аппаратура CБM: блок коммутации, коммутатор СБМ и блок распределения питания и команд. Под балкой пультов на соответствующих рамах смонтирована аппаратура СУ, РВВ и СБМ. Аппаратура СУ, РВВ и СБМ термостатированна, т.е. установлена на теплообменниках системы СТР для отвода тепла.
Компоновка по левому и правому бортам КО
По левому борту КО между задней стенкой кабины и PM - 1 находится РМ - 6, (снимок выше), представляющее собой шарнирно закрепленную к полу и к оболочке корпуса пространственную раму, на которой установлен универсальный пульт. Справа от этого пульта предусмотрено свободное пространство для размещения дополнительного пульта управления ПГ.
Под пультом, на задней стенке нижней части рамы размещены приборы системы служебного телевидения (ССТ).С лицевой стороны нижняя часть рамы закрыта двумя защитными панелями, которые крепятся на раме при помощи застежек текстильных (ворсовая молния). Для съёма и установки в защитных панелях предусмотрены выдавки под пальцы рук операторов.
По правому борту КО между 4 и 5 шпангоутами размещены приборы системы телевизионно-телеграфной связи (СТТС): из них пульты управления магнитофонами, установлены на верхней балке корпуса над пультом РМ - 3, а магнитофоны и усилители установлены на держателе, закрепленном на полу у правой стойки рамы РМ - 3 под приборами РМ - 3.
РМ-3
Рабочие места 1 и 2
РМ 2
Средства фиксации КО включают в себя элементы, позволяющие оператору самому удерживаться в определенном положении и средства фиксирующие оператора в строго определенном положении. К первым относятся обыкновенные поручни, ко вторым специальные устройства, удерживающие оператора в удобном для работы положении.
Специальными фиксирующими устройствами в КО являются подставки для фиксации ног 1 и стул - оператора 2 с привязной системой.
Подставки для фиксации ног расположены по задней стенке в зоне рабочих мест РМ - 4 и РМ - 5.
Подставка 1 представляет собой опорную площадку для ног, установленную на рычажном подъёмнике, закрепленном на полу кабины КО винтами. На опорной площадке на вертикальных стойках установлен валик, предназначенный для прижиманий носка ноги. Для обеспечения прижима носка ноги любого размера в вертикальных стойках предусмотрены горизонтальные М и вертикальные Н пазы, по которым может перемещаться валик. Фиксация валика в выбранном положении осуществляется винтами и гайками.
Регулировка рычажного подъемника по высоте, а следовательно, и опорной площадки, осуществляется ручкой. Вращая её в ту или другую сторону, мы поднимаем опорную площадку или опускаем её. Максимальная высота подъема подставки 350 мм.
Стул оператора представляет собой сиденье с ручками по бокам и привязной системой, подвижно установленной на перекладине Т-образной стойки, которая подвижно размещена в разрезной втулке снования, прикрепленного винтами к полу КО. Стойка с сиденьем, имеет возможность перемещаться, вверх-вниз во втулке основания. Максимальная высота подъёма стула 240 ммот пола.
По задней стенке КО на балке пультов смонтированы элементы фиксации в виде поручней: два горизонтальных поручня, три вертикальных поручня и два выдвижных поручня.
Для начала пока всё если такой материал покажется вам интересным я продолжу публикации. В дальнейшем планирую написать статьи по всем пилотируемым обьектам, как нашим, так и иностранным.
Подписывайтесь ставьте лайки и дизлайки комментируйте. Это мой первый опыт публикации. Матерала много и не только по Бурану.
Часть 2