Петрова Милана Андреевна
КГБОУ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС», 6 класс
Красноярский край г. Железногорск
Она бежала… Бежала, не разбирая дороги, спотыкаясь и царапая руки о кору деревьев. Халия поняла, что больше бежать не сможет, и обессиленная, упала у ели. Ком подкатывал к горлу. Слёзы катились по её румяным щекам. Они забили её любимого оленя. Старого оленя Белогора, которого Халия сама так назвала. Её лучшего друга, который, как и она, любил прогуливаться у речки. Он щипал там мох, а девочка тем временем гладила его своими тёплыми ручками. Белогор всегда ждал Халию по ночам у её маленького чума, и они вместе убегали в далёкие страны в её волшебных снах…
Девочка обернулась. Нет, она не вернётся назад. Не увидит больше ни чума, ни куколок-оберегов, сделанных её матерью, ни своей маленькой сестрёнки Сауле, которую она так горячо любила… Халия осмотрелась вокруг. «До Дудинки отсюда рукой подать!»- говорила бабушка. «Вот туда и пойду»-решила девочка. Она встала, вытерла слезы тыльной стороной руки и отправилась в путь, так спонтанно выбранный ею…
Сауле сидела на берегу реки и вязала. Она любила уйти куда-нибудь подальше от деревни- ей было не особо интересно играть с местными ребятами. И она любила одиночество-прямо как её сестра, Халия, которая исчезла уже лет 8 назад… Девочка часто думала о ней и расспрашивала мать, но та ничего не могла ей ответить-она и сама не знала, что случилось с дочерью. Со временем эта ситуация забылась, да и редко кто в семье заговаривал о Халие. Она с рождения была непослушным ребёнком- кричала, ругалась со взрослыми (что в энских семьях строго осуждалось) и постоянно убегала из дома. Порой так, что вся деревня выходила на поиски. А когда ей исполнилось 16, как говорила бабушка, совсем от рук отбилась. Перестала помогать по дому, временами даже не приходя на ночь, и часто расспрашивала о городе- особенно тех жителей деревни, которые иногда выезжали туда. Но при этом Халия была очень умной девочкой. Она всегда выдумывала какие-то истории, да такие запутанные и интересные, что все деревенские дети просили её рассказать им одну из них. Сауле очень любила эти истории. И так ей сейчас не хватало этих рассказов сестры… Тут девочку кто-то взял за плечо и начал трясти. Тот оказался её братом- Юмагулом, который весь день где-то носился, а потом являлся как гром среди ясного неба, за что в семье его назвали «Быстроногим».
-Ты чего пугаешь!-возмутилась Сауле.
-Тише ты!-зашипел на неё брат. -Сейчас такое расскажу!
-Что случилось?- удивилась девочка. Брат наклонился к ней и сказал на ухо:
-К нам, кажется, Халия приехала. Я сам видел, как какая-то девушка заходила в наш чум, честное слово! Все её так радостно встречали, говорили: «Какая красавица, стала, как похорошела, как выросла!»-передразнил мальчик мать.
-А где она сейчас?- девочка уже встала, готовая радостно бежать домой, встретить сестру.
- Подожди- остановил её Юмагул- поздно уже. Она ушла.
-Как ушла? -испугалась Сауле.- Почему же ты мне раньше не сказал?!
-Так я же её толком и не видел, только подслушивал. Наши её прогнали. Дедушка сказал, что она не с добрыми намерениями явилась.
-Как же так… Не может быть, чтоб Халия хотела нам навредить! А о чем же они говорили, Юмагул?
-Да я…- мальчик почесал затылок, поковырял землю сапогом-Я…
-Ааа, всё с тобой понятно!- обиженно кинула девочка и изо всех сил побежала к деревне, в надежде ещё встретить Халию. Но нет- девочка опоздала…
***
Сауле не смыкала глаз. Вся семья уже спала. Не слышно было даже сов, которые спят лишь днём, а ночью начинают «переговоры» между собой. Казалось, что и те уснули. И только Сауле не могла уснуть. Она не могла поверить в то, что Халия ушла, даже попрощавшись с ней. И что такого она сделала, что её выгнали? Вдруг девочка услышала чей-то голос, на удивление знакомый, и даже какой-то родной.
-Сауле! Сауле!- звал её голос снаружи чума.
-Кто это?-испугалась девочка.
-Тише, не пугайся. Это я- Халия. Помнишь меня?
-Ты? Халия, это правда ты?-Сауле не могла понять, что происходит.
-Да, Сауле, это я. Выходи. Я хочу тебя увидеть.
-А разве так можно? Мама испугается…
-Со мной можно-перебила её сестра.-Выходи, не бойся. Я снаружи.
Сауле неуверенно встала с оленьих шкур, на которых спала. Она не знала, что ей делать. А вдруг снаружи вовсе не Халия? И почему она пришла ночью? Сауле понимала, что плохо уходить из дома, не предупредив об этом старших. Но с другой стороны её страшно хотелось увидеть сестру и узнать всё же, что произошло сегодня… И девочка направилась к выходу. Но снаружи никого не было.
-Халия? Где ты?
-Я здесь, милая!- ответила она и вышла к сестре.
Несколько секунд обе стояли неподвижно, осматривая друг друга. Сауле не могла поверить в свершившееся. Перед ней стояла сестра., которую она не видела уже столько лет… И бросилась к ней на шею.
-Халия! Халия!- не унималась девочка.
-Сауле, милая! Сауле!- повторяла Халия, прижимая к себе сестру и гладя её по голове.-Какая ты большая! Как же я скучала по тебе… Ну, не плачь! Видишь, я здесь!- она спустила Сауле на землю.
-Где ты была всё это время?- спросила, заикаясь от слёз, девочка.
- Я могу тебе показать. Хочешь?
-Да.
-Тогда пойдём-Халия взяла сестру за руку и повела от дома.
-А далеко нам идти?
-Сейчас дойдем до машины, и поедем в город.
-В город? На машине?-Сауле остановилась в недоумении- Но меня же потеряют!
-Я сказала родителям, что мы уедем. Они всё знают. Мы пришли-Халия открыла перед девочкой дверь машины. –Садись!
И Сауле села. Всё путалось в голове: как родители разрешили Халие забрать её, если сами выгнали родную дочь? И почему ничего ей не сказали? И что плохого затевала Халия? Девочка понимала, что совершила настоящие преступление, убежав из дома. Но тогда она свято верила сестре. О чем вскоре пожалеет…
-Поехали!- сказала Халия парню, сидящему перед ними. И машина тронулась с места.
-Куда мы едем?
-Меньше знаешь, крепче спишь- Халия ущипнула сестрёнку за нос-Спи!
Сауле послушалась. Она положила голову сестре на плечо и вскоре задремала…
***
Халия привезла сестру город. Сауле слышала от жителей деревни о Дудинке, Норильске и прочих городах, но за все 12 лет своей жизни не была не в одном из них. И уже как 3 дня она жила вместе с сестрой в её квартире. Всё было чуждо для неё: и эти огромные дома, машины, яркий свет фонарей, освещавших улицы… Халия говорила ей о какой-то школе, куда вскоре отдаст её. Она учила сестру читать (Сауле хорошо говорила по-русски, как и вся её семья, но не знала алфавита и букв, ведь с рождения она говорила и писала на энском). В первый же день она принесла для Сауле прописи и каждый день читала ей книги.
Так прошли две недели. Сауле очень скучала по дому: по её чуму, маме и бабушке, по брату Юмагулу, с которым они весело проводили. Вспоминала и о своём браслете, который плела она для Халии, надеясь, что она когда-то вернется. Девочка бросила его у берега реки, когда побежала встречать сестру. Ей снова хотелось поласкаться с оленями и полакомиться ягодой…
Но Халия делала вид, что никакого дома и не было. Игнорировала все просьбы сестры вернуть её домой, и вообще она стала неприветливой и грубой. Одной ночью Сауле снилась её мать. Как та плачет у реки, прямо на том месте, где девочка забыла браслет. Она проснулась в холодном поту. Сауле поняла: Халия обманула её. Она хотела, чтоб сестра жила в городе, вместе с ней. Ей было жалко сестру, которая забыла о своей семье, деревне и её жителях… Девочка решила: она сбежит. Точно так же, как Халия когда-то сбежала из деревни. Только она будет бежать в деревню-назад, домой…
***
Она блуждала по улицам города. Сауле не знала, куда идти, и прохожие не могли сказать, в какой стороне деревня. Наступили сумерки… Девочка совершенно выбилась из сил. Она сидела на скамейке и плакала. Конец казался неизбежен…
«Сауле»- услашала девочка своё имя. Перед ней стоял Нум. Сауле зажмурила глаза от яркого света. Она бежала за ним в беспамятстве, сталкиваясь с прохожими, спотыкаясь и падая. Девочка прибежала в лес. Но она не помнила эти места. И упала бес сознания…
Сауле очнулась. Она лежала на оленьих шкурах, а над ней склонялась вся её семья. Шаман обращался к небу, с просьбой исцелить девочку. Дом-вот главное исцеление для Сауле...