Кратко и просто о государственной машине
О том, как организована система государственных органов рассказывают на уроках обществознания в школе и на парах по праву в вузе. Однако в четкую структуру у большинства знания складываются редко. Отсюда перечисление госорганов в СМИ становится фоновым шумом, а необходимость построить связи сложнее, чем обокрали - в полицию или пожениться - в ЗАГС, может озадачить.
Важно и полезно понимать, как утроен наш "слуга народа". Попробуем максимально просто и логично разобрать, из каких частей состоит государственный аппарат.
Государственный механизм - система ведомств и лиц, которым общество поручает управление страной, пока каждый гражданин занят своей жизнью.
Основу системы определяет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет систему разделения властей
Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Зачем власть разделена? В этом отражена реализация системы сдержек и противовесов: ни у кого не должно быть слишком много власти. Тот, кто принимает законы, не должен воплощать их цели в жизнь, иначе он станет писать их не в интересах избирателя, а под себя. Тот, кто ловит преступников, не должен их судить, иначе он может, для скорейшего закрытия дела, действовать несправедливо. Чтобы этого избежать, в Конституции заложен механизм, определяющий за каждой ветвью власти строго очерченный круг полномочий.
Теперь конкретнее. Конституция устанавливает следующую систему:
- Президент Российской Федерации - глава государства, Верховный Главнокомандующий, гарант Конституции и главный представитель страны (не относится ни к одной ветви);
- Федеральное собрание Российской Федерации - парламент государства, представительный и законодательный орган власти;
- Правительство Российской Федерации - возглавляет ветвь исполнительной власти, орган федеральных министров;
- Судебная система - совокупность судов, обладающих исключительным полномочием: осуществление правосудия;
- Прокуратура Российской Федерации - орган надзора (не входит в систему разделения властей).
Теперь простым языком о полномочиях и системе: Кто за что отвечает? Кто как появляется?
Федеральное собрание
Федеральное собрание - это парламент (от французского parler - говорить). Этот орган ближе всего к гражданам, является их представителем и действует от их имени. Российский парламент включает две палаты: Совет Федерации и Государственную Думу.
Совет Федерации состоит из представителей регионов (по два от каждого субъекта). Также туда могут войти президенты, завершившие исполнение своих полномочий, и до 30 членов, назначаемых Президентом. Члены Совета Федерации именуются сенаторами.
Вопросы, отнесенные к ведению верхней палат, закреплены в 102 статье Конституции. Среди них утверждение изменения границ между субъектами, указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности, ряд кадровых вопросов и другое.
Государственная Дума - выборный орган, состоящий из 450 депутатов. Депутаты избираются на 5 лет по смешанной системе. Половина мандатов распределяется при голосовании за партии (сколько процентов голосов партия получила на выборах - такой процент от 225 мандатов достается ей в Думе), а остальное получают кандидаты, выигравшие выборы в конкретном округе. Вопросы ведения Государственной Думы перечислены в 103 статье Конституции.
Основная задача Думы - законотворчество. Именно в нижней палате проходят чтения и принимаются федеральные законы. Однако на этом процесс не заканчивается - новый закон, прежде чем вступить в силу, также проходит через одобрение Советом Федерации, подписание Президентом и официальное опубликование.
Закрепляя основное о парламенте России, скажем, что этот орган выполняет представительную (в нем заседают избранные народом и направленные регионами лица) и законодательную функции. Никто, кроме парламента не может принимать федеральные законы.
Правительство
Правительство - коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства (в СМИ его часто называют премьер-министром), его заместители и федеральные министры. При этом в Конституции оговаривается, что общее руководство деятельностью Правительства осуществляет Президент.
Председателя Правительства утверждает Государственная Дума, после чего он формирует структуру исполнительной "ветви" и представляет кандидатуры будущих министров. "Кабинет " сформирован и приступает к работе.
Правительство руководит деятельностью министерств, агентств и служб, однако некоторые ведомства подчинены напрямую Президенту (к ним относятся "силовые" органы: Министерство обороны, МВД, ФСБ и другие).
Министры, входящие в состав Правительства, отвечают каждый за определенную сферу жизни государства: образование, здравоохранение, транспорт, связь, общественный порядок, сельское хозяйство и т.д. Министры имеют собственный "аппарат", ведущий работу в конкретном направлении, - министерства.
Кроме министерств существуют службы и агентства. Они могут быть в подчинении у министерства (например, Министерству здравоохранения подчиняется Росздравнадзор), подчиняться напрямую Правительству (Федеральная антимонопольная служба) или Президенту (Служба внешней разведки). В чем разница между тремя видами ведомств:
- Министерство вырабатывает государственную политику и сопутствующее нормативно-правовое регулирование;
- Агентство занимается правоприменением и оказанием государственных услуг;
- Служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере.
Суд
Судебная власть в России представлена судами всех уровней. Правосудие осуществляется только судом.
Судебную систему Российской Федерации составляют:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Федеральные суды общей юрисдикции;
- Арбитражные суды;
- Мировые судьи.
Судебная система - сложный механизм, а порядок судопроизводства разных видов устанавливается объемными актами. Сейчас рассмотрим конституционные основы организации судебной власти, а углубимся в тему в отдельной статье.
Стоит отметить, что элементы в судебной системе, перечисленные выше, не подчинены друг другу. У судов нет, как у правительственных органов, организационной иерархии. Верховный Суд не может дать указание суду субъекта. Разница лишь в том, что Верховный Суд является вышестоящим, это дает возможность добиться пересмотра решения нижестоящего суда.
Конституция закрепляет уникальный статус судей, который включает независимость и подчинение только закону, несменяемость, неприкосновенность, финансирование судов исключительно из федерального бюджета.
Задача судебной власти заключается в том, чтобы, пользуясь предоставленной законом независимостью, не опасаясь давления со стороны, беспристрастно и объективно вершить правосудие. При этом ни приказ начальника, ни страх за финансовое благополучие, благодаря заложенному в Конституции механизму, не пошатнут приоритет закона как единственной опоры судьи в своих решениях.
Заключение
Мы максимально кратко рассмотрели основные элементы механизма государства, опираясь на Конституцию. В дальнейшем подробнее остановимся на каждой из ветвей, рассмотрим иные органы.